Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века. Десять самых удивительных изобретений мусульман

23.05.2019 Упражнения для похудения

Большинство фактов, которые мы знаем об исламском мире, к сожалению, не самые лучшие и вызывают в человеческих сердцах бурю негатива. Но как гласит одна известная фраза

«Не бывает плохих религий, бывают плохие люди».

Оказывается мусульмане принесли в нашу жизнь не мало интересных вещей.

К примеру, тем, что мы сегодня можем делать прекрасные фотографии на камеру мы обязаны мусульманам. Или же тем, что мы пьем вкусный кофе по утрам, это тоже их заслуга.


Предлагаем вам отбросить всё предвзятое отношение к этой прекрасной религии и познакомиться с 19-ую вещами, которых не было бы, если бы не мусульмане.

1. Кофе


Согласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе.

Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси (Pasqua Rosee) в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард.

Путь слова “кофе” весьма длинный: арабское “qahwa” превратилось в турецкое “kahve”. Итальянцы переняли его как “caff?”, у англичан появилось слово “coffee”, а у русских - “кофе”.

2. Камера


Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке.

Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру (“qamara” в переводе с арабского означает “темная или отдельная комната”).

Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.

3. Шахматы


В шахматы играли еще древние индийцы, но игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Современный вариант появился в Персии, откуда и распространился на запад в Европу: в 10 веке в Испании игра была введена маврами.

4. Парашют


За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas).

В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами.

В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.

5. Мыло и шампунь


Ежедневное купание – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла.

Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями.

В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.

6. Современная химия


Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация.

Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились алкогольные напитки и ароматы, используемые в производстве духов.

7. Коленчатый вал, замок с кодом…


Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari).

Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации.

Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.

8. Стрельчатая арка


Стрельчатая арка – характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные зданий.

Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.

9. Хирургические инструменты


Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi).

Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул.

В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.

10. Ветряная мельница


Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность.

У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.

11. Прививка


Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла.

В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.

12. Авторучка


13. Система нумерации


Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году.

Прототипом слова “алгебра” стало название книги аль-Хваризми “Al-Jabr wa-al-Muqabilah”, причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются.

Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.

14. Обед из трех блюд


Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi).

Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).

15. Ковры


Ковры у средневековых мусульман считались неотъемлемой частью рая. Техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте.

В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только.

Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.

16. Чек


Если бы не мусульмане, чеков у нас не было бы. Само слово “чек” произошло от арабского “saqq”, которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке.

Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.

17. Земля – шар


В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара. По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что “Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле”.

Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.

18. Торпеды и ракеты


Хотя китайцы и изобрели порох из селитры и использовали его в фейерверках, именно арабы догадались очистить его калиевой селитрой и применять в военных целях. Мусульманам удалось напугать и крестоносцев своим оружием.

Уже к 15 веку они изобрели ракету, “самодвижущееся и сгорающее яйцо”, как они называли его, и торпеду, самодвижущуюся грушевидную бомбу со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.

19. Сады


В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха и медитации.

Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании.

Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны.

Живите ярко вместе с

Если предложить среднестатистическому европейцу описать арабов в самых общих чертах, он почти наверняка нарисует образ обкуренного гашишем террориста с автоматом Калашникова либо саудовского шейха с тремя миллиардами долларов на мелкие расходы. Мы привыкли считать западный мир «краеугольным камнем» научного прогресса. Аристотель, да Винчи, Эйнштейн… А арабы — это, в лучшем случае, астрономия, математика и спирт.

Национальной науки, как и национальной таблицы умножения, не существует. Если кто-то претендует на первенство в фундаментальных дисциплинах — значит, он ничего не знает о достижениях арабской науки. Ведь когда-то этот народ настолько опередил время, что, сложись история иначе, на Луне уже давно стоял бы зеленый флаг с полумесяцем.

НАУКА ЧУДЕС

Женщину готовят к избиению камнями.

Глядя на некоторые исламские страны, начинаешь сомневаться — о какой науке здесь может идти речь? Людей публично вешают на подъемных кранах. Женщин побивают камнями. Древним статуям сбивают лица или разносят их в клочья взрывчаткой. Фанатики на праздник Ашура режут себе головы и, обливаясь кровью, ходят по улицам. Что за наука может возникнуть там, где до недавних пор было запрещено телевидение?

Христианский мир уверенно уходит от невежества. Прогресс налицо: сегодня духовные лица освящают космические корабли, хотя когда-то они ставили на колени Галилея и пели гимны у костра Джордано Бруно. В исламе произошел обратный процесс. Его традиционализм, иногда переходящий границу мракобесия, не имеет ничего общего со взаимоотношениями науки и религии тысячу лет назад. Тогда наука была естественным видом человеческой деятельности. Считалось, что единственный источник знаний — Аллах, и в деятельности ученых не усматривали никакого кощунства. Именно поэтому, когда вся Европа была погружена в беспросветную религиозную тьму, Восток стал главным интеллектуальным центром планеты.

Европейские библиотеки ютились по монастырям и специализировались в основном на религиозных текстах. В одном только багдадском «Доме мудрости» хранилось несколько миллионов научных манускриптов. Европейские лекари отпиливали раненым рыцарям руки и ноги, используя вместо анестезии большой деревянный молоток. Арабские врачи делали сложные лекарства в пилюлях и растворах, а также бесплатно лечили население за счет халифа.

Место для постройки больниц выбиралось путем развешивания кусков мяса на деревьях. Там, где оно портилось в последнюю очередь, и возводился госпиталь. О микробах, бактериях и питательных средах для них тогда еще не знали, но, судя по всему, догадывались.

Открытия нитроглицерина, азотной и серной кислот, калия, аммиачной соли, нашатырного спирта, металлургии или метода опреснения воды не мешали исламским ученым быть глубоко набожными людьми. Они не шли по стопам европейских коллег и не пытались доказать, что законы природы противоречат божьим чудесам. Для ислама вся природа — чудо. О культурном господстве мусульманского мира говорит хотя бы тот факт, что в 9 веке арабофобы жаловались, что все молодые и одаренные христиане хотят изучать один лишь арабский язык, читают исключительно арабские книги и находят их восхитительными.

Это интересно
  • Именем Аббаса ибн Фирнаса назван один из кратеров на Луне.
  • Царская водка помогла спасти две нобелевские медали. Когда нацисты вторглись в Данию, химик Георг де Хевеши по просьбе Нильса Бора растворил медали Макса фон Лауэ и Джеймса Франка в царской водке и поставил банку на стеллаж в институте. Немцы не обратили на кислоту никакого внимания. После войны золото выделили из раствора и отправили в Шведскую академию наук, где медали были отлиты заново.
  • В 8 веке улицы Багдада покрывались своеобразным «асфальтом» — гудроном, получаемым из выходящей на поверхность нефти.
  • В Ираке 10 века по рекам ходили корабли-мельницы. Они вставали около городов, опускали в воду колеса и намалывали до 10 тонн муки в сутки.
  • В 953 году по требованию халифа Египта была сконструирована первая в мире авторучка с встроенным резервуаром для чернил.
  • Гашишины (ассасины) — известные наемные убийцы — активно скупали редкие научные манускрипты и собирали в своей крепости Аламут лучших ученых Востока.

В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

Говоря об алхимии, мы обычно «перескакиваем» исламский период и сразу вспоминаем о Бэконе, Фламеле, Агриппе и Парацельсе. Роль исламских ученых в развитии этого ремесла обычно занижается — и очень зря, ведь именно они придумали основные инструменты (перегонный куб, реторту), получили и описали кислоты, щелочи, иначе говоря — превратили разрозненные успехи древних греков и египтян в научную практику.

Первой «суперзвездой» исламских алхимиков стал иранец Абу Муса Джабир ибн Хайян (721—815), известный в Европе как Гебер. Он разработал базовые химические операции: перегонку, возгонку, кристаллизацию, растворение, преследуя при этом совершенно фантастические цели. Гебер пытался создать «жизнь в пробирке», оставив после себя туманные инструкции по лабораторному получению скорпионов, змей и даже людей.

Поиски жизни привели его к получению (впервые в истории человечества) чистого спирта . Его назвали аль коголь , «одурманивающий». Массовое производство спирта развернулось в 10 веке. Из-за религиозного запрета на пьянство мусульмане употребляли его лишь в медицинских целях, что очень быстро переняли крестоносцы. С их подачи спирт прозвали «живой водой» (aqua vitae). Его следовало принимать дозами в 2-3 капли, что оказывало на человека кратковременный бодрящий эффект.

Восток традиционно славится пряностями и благовониями. Нормы ислама предписывают строгое слежение за гигиеной, поэтому арабы еще в 7 веке наладили массовое производство мыла . Попав в ванную комнату того периода, вы были бы поражены — мыло почти ничем не отличалось от сегодняшнего. На выбор имелись ароматизированные цветные бруски, жидкое мыло в сосудах или специальное мыло для бритья.

Нужно ли говорить, что шампунь также изобрели арабы? Дин Мухаммед привез его в Англию под видом лекарства и открыл специальный «шампунный» госпиталь, где лечил запаршивевших пациентов мытьем головы.

Открытие дистилляции позволило арабам в 9 веке выделять ароматические масла и эссенции, применяемые в парфюмерии, в кулинарии (для отдушки продуктов), и активно продаваемые на Запад «для борьбы с миазмами». По завету пророка Мухаммеда правоверные чистили зубы расщепленными веточками дерева арак, содержащего триклозан (антибактериальный компонент современных зубных паст).

В 8 веке багдадские ученые додумались перегнать нефть и получили из нее керосин . Последний с успехом заменил масло в лампах.Дистиллированную воду использовали пустынные караваны: в отличие от обычной, она не портилась на жаре. Гебер также изобрел «царскую водку» — смесь кислот, в которой растворялись даже благородные металлы.

Арабские кулинары изобрели «шараб», он же щербет — прохладительный напиток из смеси фруктовых соков, пряностей или цветов. Ему приписывались целебные свойства. Щербет до сих пор дают мальчикам после обрезания и женщинам после родов. Также арабы использовали для приготовления питья различные сиропы, ведь их можно было долго хранить на жаре.

Успехи в алхимии позволили арабам поднять производство стекла , хорошо известного в Египте, на совершенно новый уровень. Они не только научились выплавлять высококачественное цветное стекло, но и вырезали из него искусственные драгоценные камни. Арабы впервые получили бесцветное стекло, а в 11 веке научились делать из него привычные нам зеркала.

БЛИЖЕ К АЛЛАХУ

Вы до сих пор думаете, что планер и вертолет — плод ума Леонардо да Винчи? Напрасно. Арабы начали делать первые шаги в авиации еще тогда, когда многие европейцы поклонялись языческим богам.

Знакомьтесь — Аббас ибн Фирнас (810—887). Бербер, родившийся в Испании. Как и большинство других исламских мудрецов, он не ограничивал себя одной отраслью знаний. Сперва Аббас изучал математику и музыку (считавшуюся разделом математики), сконструировал для музыкальных нужд метроном, изготавливал стекло из песка (после этого Испания перестала покупать стекло в Египте и стала делать его сама), а также удивлял народ механической комнатой «виртуальной реальности», где на потолке сияли звезды, плыли облака, гремел гром и сверкала молния.

Но в мировую историю он вошел не этими достижениями. В 852 году ибн Фирнас натянул ткань на деревянный каркас и благополучно спрыгнул с минарета в Кордове, получив лишь незначительные повреждения. К тому времени в городе, именовавшемся «украшением мира», проживало полмиллиона человек, большинство из которых были грамотными (к услугам населения было 70 библиотек). Жители не были особенно впечатлены этим фокусом, поэтому ученый засел за проект полноценных крыльев.

Памятник Аббасу ибн Фирнасу в Багдаде.

На их создание ушли долгие годы. В возрасте 65 лет он устроил самоубийственное шоу: забрался на гору близ Кордовы, пристегнулся к разработанному им же планеру и прыгнул вниз. За происходящим наблюдала многотысячная толпа. К удивлению присутствующих, «искусственные крылья» подхватили пожилого ученого и понесли его с приличной скоростью. Полет прошел «штатно», а вот приземление ибн Фирнас не продумал. Он набрал высоту и попытался вернуться в точку старта, но его планер не имел механизмов торможения, поэтому изобретатель встретился с землей на полном ходу, получив травму спины.

Подвиг ибн Фирнаса был повторен лишь полтора века спустя — в Англии, причем с похожим результатом. Монах Эилмер спрыгнул с крыши аббатства, пролетел на искусственных крыльях свыше 200 метров и сломал ногу при приземлении.

Первый контролируемый полет с благополучным приземлением также осуществили мусульмане. В 1630-х годах изобретатель Ахмет Челеби Хезафрен спрыгнул с Галатской башни в Стамбуле (высотой 61 метр) на кожаных крыльях и перелетел через Босфор, фактически осуществив первый в мире полет из Европы в Азию. Впечатленный султан Мурад IV наградил Ахмета шитым золотом халатом и тут же сослал его в отдаленную провинцию. На всякий случай, чтобы не летал где ни попадя.

Исламскому миру также принадлежит первенство в полете человека на корабле с реактивным двигателем. Это произошло в 1633 году. К празднованию дня рождения дочери Мурада IV изобретатель Лагари Хасан Челеби построил пассажирскую ракету — конический снаряд с пороховыми камерами и клетью для пилота. При большом стечении народа Лагари оседлал это устройство, поджег фитиль и с грохотом взмыл в небо. Полет предположительно длился около 20 секунд. Топливо закончилось на высоте 300 метров.

Зрители ожидали, что безумец Челеби рухнет вниз и разобьется насмерть, но тот внезапно раскрыл крылья, прикрепленные к телу, и спланировал в воды Босфора. Султан наградил ученого мешком золота и сделал его главным дворцовым изобретателем.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЖИХАДА

Общеизвестно, что китайцы запускали пороховые фейерверки, а греки жгли вражеские суда секретным составом из нефти и селитры. Последнюю можно было получить даже из навоза, однако для создания нормальной взрывчатки она не годилась. В 10-11 веках арабы научились получать химически чистую селитру и разработали оптимальный рецепт пороха (75% селитры, 10% серы, 15% угля). Взрывчатка не стала «чудо-оружием», спасшим арабский мир от крестоносцев, но наделала немало шума в древних войнах.

В 1168 году рыцари осадили Каир. Арабы решили сжечь город, чтобы он не достался врагу. Для этого были применены «караз шами» — керамические гранаты с зажигательным составом. По словам историков, город горел 54 дня. Похожие устройства арабы использовали против французской армии в битве при Аль Мансуре (1250 год). Свидетели сообщали, что сарацины метали горшки с порохом, нанесшие серьезный ущерб европейцам, после чего те были рассеяны, а Людовик IX попал в плен. Наконец, в 1291 году арабы переломили хребет крестоносцам, взяв Акру. Во время осады под стены заводились пороховые мины, метательные машины-требушеты забрасывали город бомбами, а к стрелам лучников привязывались компактные «взрывпакеты».

Чуть позже арабы впервые массово стали применять пушки , позаимствованные у китайцев и монголов, а при осаде Константинополя в 1453 году использовали «Базилику» — огромную бомбарду весом в 32 тонны. Она разрушила городскую стену, но через несколько недель эксплуатации ее попросту разорвало.

В битве при Аль-Джалуте (1260 год) монголы испытали на себе еще несколько «дьявольских машин». Мамлюки дали отпор непобедимой монгольской коннице с помощью «переносных пушек» мидфа со сменными зарядами (патронами) и копий с петардами. При этом бойцы были одеты в огнеупорные одежды и посыпали руки тальком, чтобы не обжечься при стрельбе.

Сирийский ученый Хасан аль-Рамма в 1275 году создал чертежи первой в мире реактивной торпеды . Это была обычная бомба на двух плавучих направляющих, к которой крепился реактивный двигатель. Идея получила развитие лишь спустя 500 лет. Султан Типу (южная Индия, конец 18 века) применил против англичан, пытавшихся захватить княжество Майсур, нечто вроде наших «Катюш», стрелявших разрывными реактивными снарядами в металлических корпусах. Их длина составляла 2,5 метра, дальность полета — до 1,5 километров.

ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Арабские ученые преуспели в механике. Фигурой номер один был инженер Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари (1136—1202), которого называют «да Винчи арабского мира». Именно он изобрел коленчатый вал — вероятно, вторую по важности механическую деталь после колеса. По его чертежам строились двухтактные клапанные насосы, дамбы и водоподъемные машины. Аль-Джазари сконструировал водяные часы, отбивавшие время каждые полчаса, фонтаны, музыкальные автоматы, а в 1206 году он явил публике гуманоидного робота. Вернее, даже четырех.

Роботы представляли собой фигуры музыкантов в лодке. Конструкция запускалась в озеро во время королевских вечеринок. Роботы играли на барабанах и цимбалах, выстукивая музыкальный ритм. Вельмож это радовало, но не удивляло, ведь еще в 915 году при дворе багдадского халифа аль-Муктадира имелось золотое дерево с золотыми же птицами, которые умели щебетать и махать крыльями.

Аль-Джазари принадлежат десятки других современных технологий: ламинирование древесины, использование масштабных моделей (ученый делал их из бумаги), притирка движущихся частей с помощью корунда, металлические двери, кодовые замки, гибрид компаса с универсальными солнечными часами для любых широт…

Арабские инженеры в разное время изобрели такие привычные нам вещи, как ветряные мельницы, переключатели (9 век), вентиляторы (в начале 13 века путешественники сообщали, что вентиляторы имеются почти в каждом каирском доме), водяные и паровые турбины (в чертежах 16 века) и защищенные от ветра лампы.

НЕ НАВРЕДИ

Арабская медицина опередила европейскую примерно на 1000 лет. Один лишь каирский госпиталь мог принять 8000 больных, а труды Абу Али ибн Сины (Авиценны) использовались западными медиками вплоть до 18 века. Отправной точкой для арабов служили работы древних греков, однако исламские лекари быстро перевели псевдофилософские рассуждения эллинов на научные рельсы, опровергнув, например, теорию Галена о том, что женский организм может производить сперму.

Медицинские познания Востока граничили с фантастикой. «Отец хирургии» Абу аль Касим изобрел порядка 200 инструментов, применяемых до сих пор: скальпель, пинцет (первоначально использовавшийся для удаления мертвых зародышей), лигатуру для перевязки сосудов, хирургическую иглу и кетгут (рассасывающуюся нить для швов), гипсовые повязки, пилу для костей, и даже… шприц. Последний имел тонкую стеклянную иглу и использовался в офтальмологии для удаления катаракт.

Для составления лекарств использовалось порядка 2000 ингредиентов (преимущественно растительного происхождения). Широко практиковалась ароматерапия. Арабы первыми начали практиковать анестезию, «отключая» пациентов дыхательными масками с опиатами: на лицо клалась пропитанная наркотиками губка, и человек быстро терял связь с реальностью.

При проведении операций антисептики были обязательными. Сперва для обеззараживания использовались вредные препараты ртути, затем врачи перешли на спирт. Чесоточных клещей травили серой. При блокаде дыхательных путей применялась трахеотомия. Наконец, турецкие врачи впервые стали вакцинировать людей от оспы.

* * *

Астрономия, теория эволюции, антропология, психиатрия, оптика, навигация, геология, архитектура, рыночная экономика — арабы преуспели во всех отраслях науки. Достаточно вспомнить, что большинство крупных звезд до сих пор известны под их арабскими именами. Почему же имя первого человека в космосе не начиналось с приставки «аль»? Что случилось с самой продвинутой и динамично развивающейся цивилизацией планеты?

Причины упадка просты: неэффективное государственное управление (начиная с 11 века) и череда разрушительных войн (крестоносцы, монголы, Реконкиста). Монголы нанесли самый сильный удар по исламской науке, спалив Багдад дотла и сбросив книги «Дома мудрости» в Тигр. Говорят, целых шесть месяцев после этого воды реки оставались черными от книжных чернил.

Затем Востоком завладели турки, основав огромную Османскую империю. Прежний либерализм канул в Лету, религия стала гораздо менее терпима к передовым научным идеям. В Африке и Азии возникло множество мелких исламских государств, не имевших возможности развиваться на осколках великих халифатов древности. С распадом Османской империи основными характеристиками арабского мира стали раздробленность, бедность и политическое оцепенение — состояние, из которого Восток не может выйти до сих пор.

С подачи древних греков, люди считали, что видят окружающий мир благодаря волшебному свету, который невидимым потоком струится из наших очей. Революцию в этой теории устроил физик Ибн аль-Хайтам. Он первый догадался и доказал, мол все наоборот: в глаза попадает свет и человек видит мир. События разворачивались на глазах у жителей Х века.


Потратив множество бессонных рассветов за наблюдением ставней, сквозь которые проникал свет, он с ученым видом отметил, что картинка улучшается пропорционально уменьшению щели между ставнями. В итоге это привело к изобретению первой камеры.

Кофе

Кто бы мог подумать, что этот чудотворный нектар богов, который пробуждает вялое тело лучше тумаков мамы, пришел на кухни не из какой-нибудь Бразилии, а из Эфиопии.

Пастух Халид выгуливал своих овечек в Каффе. Иногда он замечал несвойственную барашкам игривость и энергичность. Заподозрив нечистую силу, он пригляделся к своим животным. И как же он был удивлен, когда выяснил, что на их поведение влияют не боги, а банальные ягоды, которые и внимания-то не стоят. Собрав их в жменю, он стал экспериментировать. И, в конце концов, у него получился кофе. Такая легенда.

Согласно летописи, первые кофейные зерна появились в Эфиопии. В 1645 году, через Йемен и Турцию, волшебные гранулы прибыли в Венецию и тогда началось их славное завоевание Европы. Оно было таким стремительным, что через пять лет на улице Ломбард, что в столице Великобритании, открылась первая в Европе кофейня. Ее владельцем был турок.

На родине бодрящий напиток называют «qahwa». Международное - «coffee» пришло через Англию.

Шахматы

Твои предки играли совсем в другие шахматы. Они баловались в более простое передвижение фигурок, которое навязали им древние индийцы.




Современные шахматы, с претензией на спорт; то волшебство, коим хочет овладеть каждый, потому что это признак мощного мозга, стратегического титана, который как настоящий мужик может просчитать на несколько шагов вперед, - появились немного позже. И согласно заметкам историков, пришло из Персии.

Об арабских корнях рассказывает даже само название. В переводе с персидского «шах» и «мат» означают «шах» (так неожиданно!) и «умер». Что в банальном переводе информирует игрока о смерти короля, царя или «главного» (зависит от национальности играющих).

Мыло и шампунь

Многие до сих пор спорят, где появились прабабушки и прадедушки современных мыла и шампуня. Одни называют древний Египет, другие Рим, третьи же бьют в грудь - Ближний Восток. Правы все. У них моющие средства появились практически одновременно, но лишь мусульмане регулярно экспериментировали с продуктом. В конце концов, они смешали растительные масла с гидроксилом натрия и ароматическими соединениями и, теперь каждый может благоухать после душа фиалками или даже Стрелицей королевской.

В Европе шампунь сначала появился в Англии (вечно им все первым достается!) в 1759 году, когда в Брайтоне открылась баня.

Парашют

Да-да, ходячая ты энциклопедия, мы знаем, что парашют изобрели братья Райт (когда-нибудь мы напишем статью о незаслуженных американцами патентах), но они банально украли идею. Подфартило браткам лишь потому, что у них было больше средств и знаний (все-таки разница между идеей и созданием - почти 1000 лет).

В 852 году инженер Аббасу ибн Фирнасу летал во сне, потом мечтал об этом наяву, а вскоре практиковал. Не очень-то удачно, но каков смельчак!

Поэт (изобретатель иногда отдыхал за сочинением стишков) оснастил свой широкий плащ дощечками и сиганул в дивном одеянии с крыши местного храма. План совершенно провалился, а не погиб затейник только потому, что плащ уменьшил скорость падения. И это только воодушевило Фирнанса. Небо где-то рядом, подумал изобретатель, и пытался осуществить мечту до самой смерти. В 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, он спрыгнул с горы. Мечта исполнилась - мотылял в воздухе около 10 минут. Но побочный эффект оказался роковым. Аббас совсем не продумал приземление, что и погубило его.

Коленчатый вал

Если проводить длинную-длинную цепочку взаимосвязи или, например, причинно-следственную, то в пробках можно обвинить инженера аль-Джазари. Именно он изобрел устройство, мамкой и папкой отвечающее за превращение ротационного движения в линейное.

Также из его книги, прочитав ее, разумеется, можно выяснить, что гений преобразил клапаны и вентили. Изобрел замок с кодом, механические часы. Не зря его называют отцом робототехники.

Хирургические инструменты

Детские, а часто и взрослые, кошмары: скальпели, пилы (медицинские, конечно же), щипцы, ножницы - плод необычной фантазии арабского медика аль-Захрави. И ты представляешь, многие из этих крайне полезных в медицине предметов не изменились со времен изобретения, а это более тысячи лет назад. Кстати, он же изобрёл специальный инструмент для исследования мочеиспускательного канала (и вдруг появилось какое-то странное ощущение в этом самом родном месте).

Ветряные мельницы

В условиях пустынь и непрерывного ветра, жителям этих не самых удачных территорий ничего не оставалось, как изобрести что-то, что могло бы использовать это на полную катушку и приносить пользу хозяйству. Поэтому первые такие штуки появились в мусульманских странах, большую часть которых занимали пустыни, в 634 году. Европейцы догнали эту технологии через 500 лет.

Ольга Бибикова

Из книги «Арабы . Историко-этнографические очерки»

Попытка дать всеобъемлющий портрет народа — задача непростая. Она втройне усложняется, когда предметом изучения становятся арабы, чья история развивалась на территории, которая издавна была заселена различными народами. О существовании некоторых из них мы можем судить лишь по данным археологии. Здесь, на Ближнем Востоке, на протяжении длительного периода появлялись и исчезали государства, здесь же возникли основные религии мира. Естественно, что динамичная история региона оказала свое воздействие на исторический облик арабов, их традиции и культуру. Сегодня на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 19 государств, где проживают арабы. Этнические процессы в этих странах отличаются особой сложностью и до сих пор не завершены.

Первые упоминания об арабах (или тех, кто с ними идентифицируется) ученые обнаружили в ассирийских и вавилонских хрониках. Более конкретные указания обнаруживаются в Библии. Именно библейские исторические предания сообщают о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье, а затем и в Палестине арамейских пастушеских племен из южных аравийских оазисов. Первоначально эти племена обозначались как ‘ибри, то есть «заречные» или «перешедшие через реку» . Ученые выяснили, что речь идет о Евфрате и, следовательно, племена, вышедшие из Аравии, сначала продвинулись на север, в Месопотамию, а затем повернули на юг. Любопытно, что именно слово «‘ибри» отождествляется с именем Авраам (или именем его легендарного предка Эбера), библейского патриарха, от которого ведут свое происхождение евреи и арабы . Естественно, что вопрос о достоверности этого сюжета продолжает вызывать споры среди историков древности. Археолог Л. Вулли, проводя раскопки в городе Ур, даже сделал попытку разыскать дом Авраама. Напомню, что библейские предания, записанные не менее чем через 12—15 бесписьменных поколений, стали средством позднейшей идеологической борьбы. Вероятность того, что Авраам (отстоящий, даже по библейским данным, поколений на двадцать от времени записи преданий о нем) является историческим лицом, близка к нулю.

Родина арабов

Арабы называют своей родиной Аравию — Джазират ал-араб, то есть «Остров арабов». Действительно, с запада Аравийский полуостров омывают воды Красного моря, с юга — Аденского залива, с востока — Оманского и Персидского заливов . На севере простирается труднопроходимая Сирийская пустыня. Естественно, что при таком географическом положении древние арабы чувствовали себя изолированными, то есть «живущими на острове».

Говоря о происхождении арабов, обычно выделяют историко-этнографические области, имеющие свои особенности. Выделение этих областей основано на специфике социальноэкономического, культурного и этнического развития. Колыбелью арабского мира считается Аравийская историко-этнографическая область, границы которой отнюдь не совпадают с современными государствами Аравийского полуострова. Сюда, например, относят восточные районы Сирии и Иордании. Вторая историко-этнографическая зона (или область) включает в себя территорию остальной Сирии, Иордании, а также Ливан и Палестину. Отдельной историко-этнографической зоной считается Ирак. В одну зону объединяют Египет, Северный Судан и Ливию. И наконец, магрибино-мавританская зона, включающая в себя страны Магриба — Тунис, Алжир, Марокко, а также Мавританию и Западную Сахару. Это разделение отнюдь не общепризнанное, ибо пограничные районы, как правило, обладают чертами, характерными для обеих соседствующих зон.

Хозяйственная деятельность

Земледельческая культура Аравии сложилась довольно рано, хотя пригодными для землепользования были только некоторые части полуострова. Это прежде всего те территории, на которых ныне находится государство Йемен, а также некоторые части побережья и оазисы. Петербургский востоковед О. Большаков считает, что «по уровню интенсивности земледелия Йемен можно поставить в один ряд с такими древними цивилизациями, как Месопотамия и Египет» . Физико-географические условия Аравии предопределили разделение населения на две группы — оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. Четкого разделения жителей Аравии на оседлых и кочевников не было, ибо существовали различные типы смешанного хозяйства, отношения между которыми поддерживались не только благодаря товарообмену, но и родственным связям.

В последней четверти II тысячелетия до н.э. у скотоводов Сирийской пустыни появился одомашненный верблюд-дромадер (дромедар). Численность верблюдов была еще небольшой, но это уже позволило части племен перейти к подлинно кочевому быту. Это обстоятельство заставило скотоводов вести более подвижный образ жизни и осуществлять многокилометровые переходы в отдаленные районы, например, из Сирии в Месопотамию, непосредственно через пустыню .

Первые государственные образования

На территории современного Йемена возникло несколько государств, которые в IV веке н.э. были объединены одним из них — Химьяритским царством. Для южноаравийского общества древности характерны те же самые черты, которые присущи и другим обществам Древнего Востока: здесь зародился рабовладельческий строй, на котором зиждилось богатство господствующего класса. Государство осуществляло строительство, ремонт крупных оросительных систем, без которых невозможно было развивать земледелие. Население городов в основном было представлено ремесленниками, которые искусно изготовляли высококачественные изделия, в том числе сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин. В Йемене добывали золото, а также собирали ароматные смолы, в том числе ладан, мирру. Позднее интерес христиан к этому товару постоянно стимулировал транзитную торговлю, благодаря чему расширялся взаимообмен товарами между аравийскими арабами и населением христианских областей Ближнего Востока.

С завоеванием Химьяритского царства в конце VI века сасанидским Ираном в Аравии появились лошади. Как раз в этот период государство пришло в упадок, что сказалось прежде всего на городском населении.

Что касается кочевников, то подобные коллизии задевали их в меньшей степени. Жизнь кочевников определялась племенной структурой, где существовали доминирующие и подчиненные племена. Внутри племени отношения регулировались в зависимости от степени родства. Материальное существование племени зависело исключительно от урожая в оазисах, где находились возделываемые участки земли и колодцы, а также от приплода стад. Главным фактором, влияющим на патриархальную жизнь кочевников, кроме нападений недружественных племен, были стихийные бедствия — засуха, эпидемии и землетрясения, о которых упоминают арабские предания.

Кочевники центральной и северной Аравии долгое время занимались разведением овец, крупного рогатого скота и верблюдов . Характерно, что кочевой мир Аравии находился в окружении экономически более развитых районов, так что говорить о культурной изоляции Аравии не приходится. В частности, об этом свидетельствуют данные раскопок. Например, при сооружении плотин и водохранилищ жители южной Аравии использовали цементный раствор, который был изобретен в Сирии около 1200 г. до н.э. Наличие связей, существовавших между жителями средиземноморского побережья и южной Аравией еще в X веке до н.э., подтверждает рассказ о поездке правительницы Сабы («царицы Савской») к царю Соломону.

Продвижение семитов из Аравии

Примерно в III тысячелетии до н.э. аравийские семиты стали селиться в Месопотамии и Сирии. Уже с середины I тысячелетия до н.э. началось интенсивное передвижение арабов за пределы «Джазират ал-араб». Однако те аравийские племена, которые появились в Двуречье в III—II тысячелетиях до н.э., уже вскоре были ассимилированы проживавшими там аккадцами. Позднее, в XIII веке до н.э., началось новое продвижение семитских племен, говоривших на арамейских наречиях. Уже в VII—VI веках до н.э. арамейский язык становится разговорным языком Сирии, вытеснив аккадский.

Как мы уже отмечали, о продвижении скотоводческих племен, двигавшихся из заиорданских степей, имеются довольно подробные археологические данные, а также исторические предания. Однако они были записаны на 400—500 лет позднее. Общепризнано, что библейские повествования о патриархах являются отражением семитских кочевнических сказаний, которые основаны на традиционно заученных родословиях. Естественно, что предания о реальных событиях перемежаются с фольклорными легендами, что отражает идеологическую обстановку времени записи древних преданий. Так, легенда о жертвоприношении Авраама имеет свою версию в Библии и, несколько отличную от нее, в Коране. Однако общность происхождения обоих народов — израильтян и арабов — прослеживается как в языке, религиозных преданиях, так и в обычаях.

К началу новой эры значительные массы арабов переселились в Месопотамию, заселили южную Палестину и Синайский полуостров. Некоторым племенам удавалось даже создать государственные образования. Так, набатеи основали на границе Аравии и Палестины свое царство, которое просуществовало до II века н.э. Вдоль нижнего течения Евфрата возникло государство Лахмидов, но его правители были вынуждены признать вассальную зависимость от персидских Сасанидов. Арабы, заселившие Сирию, Заиорданье и южную Палестину, в VI веке объединились под властью представителей племени Гассанидов. Им также пришлось признать себя вассалами более сильной Византии. Характерно, что и государство Лахмидов (в 602 г.), и государство Гассанидов (в 582 г.) были уничтожены собственными сюзеренами, которые опасались усиления и растущей самостоятельности своих вассалов. Тем не менее присутствие арабских племен в сирийско-палестинском регионе стало фактором, впоследствии способствовавшим смягчению нового, более массового вторжения арабов. Затем они стали проникать и в Египет. Так, город Коптос в Верхнем Египте еще до мусульманского завоевания был наполовину населен арабами .

Естественно, что пришельцы довольно быстро приобщались к местным обычаям. Караванная торговля позволяла им сохранять связи с родственными племенами и кланами внутри Аравийского полуострова, что постепенно способствовало сближению городской и кочевой культур.

Предпосылки объединения арабов

В племенах, живших у границ Палестины, Сирии и Месопотамии, процесс разложения первобытно-общинных отношений развивался быстрее, чем у населения внутренних районов Аравии. В V—VII веках наблюдалась неразвитость внутренней организации племен, которая в сочетании с остатками материнского счета и полиандрии свидетельствовала о том, что в силу специфики кочевого хозяйства разложение родо-племенного строя в Центральной и Северной Аравии развивалось медленнее, чем в соседних районах Передней Азии.

Периодически родственные племена объединялись в союзы. Иногда происходило дробление племен или их поглощение сильными племенами. Со временем стало очевидно, что крупные образования более жизнеспособны. Именно в племенных союзах или конфедерациях племен стали складываться предпосылки для возникновения классового общества. Процесс его формирования сопровождался созданием примитивных государственных образований. Еще во II—VI веках стали складываться крупные племенные союзы (Мазхидж, Кинда, Маад и др.), однако ни один из них не смог стать ядром единого общеарабского государства. Предпосылкой политического объединения Аравии стало стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земли, скот и доходы от караванной торговли. Дополнительным фактором явилась необходимость объединить усилия для противостояния внешней экспансии. Как мы уже указывали, на рубеже VI—VII веков персы захватили Йемен и ликвидировали находившееся в вассальной зависимости государство Лахмидов. В результате на юге и севере Аравия оказалась под угрозой поглощения персидской державой. Естественно, что ситуация негативно сказалась на аравийской торговле. Купцы ряда аравийских городов понесли значительный материальный ущерб. Выходом из сложившегося положения могло стать только объединение родственных племен.

Центром объединения арабов стала область Хиджаз, расположенная на западе Аравийского полуострова. Этот район издавна славился своим сравнительно развитым земледелием, ремеслом, но главное — торговлей. Здешние города — Мекка, Ясриб (впоследствии Медина), Таиф — имели прочные контакты с окрестными племенами кочевников, которые посещали их, обменивая свои товары на продукцию городских ремесленников.

Однако объединению аравийских племен препятствовала религиозная ситуация. Древние арабы были язычниками. Каждое племя почитало своего бога-покровителя, хотя некоторых из них можно считать общеарабскими — Аллах, ал-Узза, ал-Лат. Еще в первые века в Аравии было известно об и христианстве. Более того, в Йемене эти две религии практически вытеснили языческие культы. Накануне персидского завоевания йеменцы-иудеи воевали с йеменцами-христианами, при этом иудеи ориентировались на сасанидскую Персию (что впоследствии облегчило завоевание Химьяритского царства персами), а христиане — на Византию . В этих условиях возникла своя форма аравийского монотеизма, которая (особенно на раннем этапе) в значительной степени, но своеобразно отражала некоторые постулаты и христианства. Ее приверженцы — ханифы — стали носителями идеи единого бога. В свою очередь, эта форма монотеизма подготовила почву для возникновения ислама.

Религиозные воззрения арабов доисламского периода представляют собой конгломерат различных верований, среди которых были женские и мужские божества, было распространено также почитание камней, источников, деревьев, различных духов, джиннов и шайтанов, которые были посредниками между людьми и богами. Естественно, что отсутствие четких догматических представлений открывало широкие возможности для проникновения в это аморфное мировоззрение идей более развитых религий, способствовало религиозно-философским размышлениям.

К тому времени все более широкое распространение стала получать письменность, которая впоследствии сыграла огромную роль в формировании средневековой арабской культуры, а на этапе зарождения ислама способствовала накоплению и передаче информации. Необходимость в этом была колоссальной, о чем свидетельствует практика устного запоминания и воспроизведения древних генеалогий, исторических хроник, поэтических повествований, распространенная среди арабов.

Как отмечал петербургский ученый А. Халидов, «вероятнее всего, язык сложился в результате длительного развития на основе отбора разнодиалектальных форм и их художественного осмысления» . В конце концов, именно использование одного и того же языка поэзии стало одним из важнейших факторов, способствовавших формированию арабской общности. Естественно, что процесс усвоения арабского языка происходил не единовременно. Быстрее всего этот процесс проходил в тех областях, где жители говорили на родственных языках семитской группы. В других районах этот процесс занял несколько веков, но ряд народов, оказавшись под властью Арабского халифата, сумели сохранить свою языковую независимость.

Этническая история арабов

Как мы уже отмечали, арабы являются исконными обитателями Аравийского полуострова. Отсутствие исторических данных о каких-либо крупных иноэтничных вторжениях в историческое время свидетельствует об относительно однородном происхождении коренных жителей региона. Сам этноним «араб», вероятно, не является самоназванием. Скорее всего, этот термин употребляли жители Месопотамии и Передней Азии, называя так выходцев из Аравии. Впоследствии, когда аравийские племена стали объединяться под властью Мухаммада и его преемников, именно этот термин закрепился за теми, кто вошел в состав объединенных его проповедью племен. Таким образом, речь идет о группе родственных племен, для которых общей являлась не только среда обитания, религиозные воззрения, но прежде всего язык (койнэ), который отличал их от тех, кто говорил по-арамейски, по-гречески или по-еврейски. На базе этого языка уже в IV—V веках сложилась устная (поэтическая) литература. В целом арабы входят в группу семитских народов, название которых связано с именем библейского персонажа Сима, одного из сыновей Ноя (Книга Бытия, 10).

Этногенез жителей современных арабских государств изучен слабо. Бурная история практически каждого арабского государства изобилует фактами вторжений и адаптаций различных племен и народов. Можно сказать, что этногенез сирийца не совпадает с этногенезом египтянина или марокканца. Но можно говорить о базовых субстратах, которые еще в древности стали основой для формирования современных арабских народов.

Антропологи различают внутри арабской общности разные антропологические типы. Это свидетельствует о том, что в процессе расселения арабы поглотили и арабизировали более мелкие или исчезающие группы. Так, при наибольшем распространении средиземноморского антропологического типа в Ираке и восточной Аравии присутствует арменоидный тип, а в южной Аравии — эфиопский антропологический тип. Естественно, что в приграничных районах всегда можно обнаружить антропологическое влияние соседнего этноса.

В немалой степени сложению общеарабского этноса способствовало распространение ислама. Следует отметить, что два этих процесса — арабизация и исламизация — развивались не синхронно. Как правило, исламизация опережала процесс арабизации (ассимиляции) покоренного населения. Дело в том, что для ряда народов принятие ислама означало признание покровительства арабов. К тому же новообращенные становились членами уммы (община), что облегчало налоговое бремя. Можно сказать, что именно ислам стал общим знаменателем для народов, которые впоследствии составили население Арабского халифата.

Однако процесс арабизации осуществлялся медленно. Стоит напомнить, что в правление халифа Умара (632—644гг.) арабы составляли только четверть населения халифата. Характерно, что процесс арабизации его населения происходил по-разному на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Автохтонное население Ближнего Востока в основном было семитским (арамеи, финикийцы), поэтому здесь арабизация и исламизация происходили более спокойно. Этому способствовали и завоевательные походы, благодаря которым развивались города и крупные поселения.

Большая часть населения Северной Африки (например, Египта, где коренное население — копты, а также ливийские и берберские племена) относилась к хамитской группе. Поэтому здесь процесс постепенной ассимиляции местного населения арабскими завоевателями представлял собой вытеснение местных наречий арабским языком. Одновременно территорию завоевывала и арабская культура.

Совсем иначе развивалась ситуация в тех странах, где арабов было мало. Чем дальше на восток, тем менее ощущалось влияние арабского языка, что не мешало процессу исламизации. Однако здесь ислам приобрел черты, характерные исключительно для этой местности. В этом контексте интересно сопоставить элементы этнической культуры, тем более что, несмотря на унифицирующее мусульманское влияние, практически в каждом регионе проявляется свой собственный культурный субстрат.

В качестве примера приведем иранскую интерпретацию образа Али, одного из главных персонажей раннего ислама. Здесь образ Али приобрел черты, характерные для древнеперсидских культурных героев и черты более ранних божеств. Игнатий Гольдциер отмечал, что в Персии «с Али связаны атрибуты бога грозы» . В Иране местный культурный субстрат оказался столь мощным, что арабизация здесь не имела успеха. Складывается впечатление, что ислам вынужден был подчиниться местным культурным традициям, благодаря чему и возникла его шиитская ветвь, соперничающая с первоначальной и основной суннитской. Тем не менее попытки перенести шиизм на Запад (например, в период правления Аббасидов, которые пришли к власти, опираясь на шиитов) не удались, хотя в ряде стран до сих пор существуют различные шиитские общины.

Практически вся история Арабского халифата свидетельствует о том, что процесс арабизации осуществлялся естественным путем, ибо правители не ставили перед собой задачи поголовной арабизации населения. Это было связано с экономической политикой, проводимой халифами и наместниками провинций. Экономические привилегии , установленные для новообращенных, давали преимущества новообращенным и делали ислам привлекательным для этой части населения.

Следует отметить, что с самого начала мусульманская администрация не препятствовала процессу адаптации традиций покоренных народов. Это было в первую очередь связано с тем, что процесс формирования арабского государства происходил одновременно с переходом бывших кочевников к оседлому образу жизни. Вчерашние бедуины приобщались к земледелию, а впоследствии и к городской жизни. Это обстоятельство оказало свое воздействие на формирование мировоззрения мусульманина, а также на характер религиозной идеологии. Одновременно это предопределило длительный и противоречивый процесс становления арабской нации.

Немаловажным (но мало изученным) фактором стал переход части христиан, преимущественно жителей средиземноморского побережья Европы, в ислам. Причиной массового перехода в ислам Ф. Бродель называет экономические условия и перенаселенность европейских территорий. «Признаком перенаселенности средиземноморской Европы с конца XV века были многократные гонения на евреев... об этом же свидетельствуют многочисленные переходы из христианства в исламскую веру, которые носили уравновешивающий в демографическом смысле характер» . В XVI веке процесс добровольного перехода в ислам ускорился: «Христиане во множестве перетекают в ислам, который привлекает их перспективой выдвижения наверх и заработка, — и их услуги действительно оплачиваются» . Более того, ислам привлекает европейцев своей терпимостью к иноверцам. Вот что писал по этому поводу французский исследователь Фернан Бродель: «Турки открывали свои двери, а христиане запирали свои, быть может, действуя неосознанно. Христианская нетерпимость, дитя перенаселенности, отталкивает, а не привлекает новых адептов. Все, кого христиане изгоняют из своих владений, — евреи в 1492 году, мориски в XVI веке и в 1609—1614 годах, — присоединяются к толпе добровольных перебежчиков на сторону ислама в поисках заработков и мест» . Таким образом, кросс-культурный контакт между исламом и христианством, европейскими народами и арабами имеет длительную историю, в которой были периоды подъема и спада.

Естественно, исламизация сопровождалась унификацией религиозной жизни, а также оказала свое воздействие на складывание стереотипов социальной жизни, а также на систему семейных и общественных отношений, этику, право и т.п. всех конфессий, проживающих в мусульманском мире.

Находясь под властью Османской империи, а впоследствии под гнетом колониального господства европейских держав, население арабских стран ощущало себя единой общностью. Именно в последней четверти XIX века стали актуальными лозунги общеарабского единства, на волне которых создавались общественные организации, раскачивавшие колониальный режим. Пытаясь укрепить свою власть, колониальная администрация стремилась опереться на местное христианское население, привлекая его представителей в правительственный аппарат. Впоследствии это обстоятельство стало причиной возникновения недоверия между христианским и мусульманским населением, а также спровоцировало ряд конфликтов.

К середине XX века начался процесс становления политически независимых государств, в котором главное место заняла национальная элита, представляющая интересы наиболее сильных родо-племенных кланов. Естественно, что на этом этапе представители наиболее образованных этнических групп и кланов получали преимущество в независимости от удельного веса этнической группы в данном социуме.

Таким образом, арабы, арабский язык, арабская культура и арабская государственность сыграли существенную роль в формировании того общего ареала, который мы сегодня условно называем «арабским миром». Этот мир возник и сформировался в ходе завоевательных походов арабов и под влиянием ислама еще в Средние века. На протяжении последующего времени на пространстве от Ирана до Атлантического океана складывались и развивались основные принципы и нормы бытия, формы отношений и иерархии культурных ценностей, которые возникли под воздействием мусульманской религии и тесно связанных с ней арабских культурных традиций.

Обычно мусульмане в качестве налога платилиушр — десятину, в то время как немусульманское население — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая. Кроме того, мусульмане были освобождены от уплаты джизьи — подушного налога. В торговле мусульмане выплачивали пошлину в размере 2,5%, а немусульмане — 5%.

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа И. М., 2003. Часть 2, с. 88.

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2003. Часть 2, с. 641.

Века, называемые Средними, в истории каждой страны занимают разный период. В общем случае, как правило, подобным образом именуют промежуток с V по XV века, отсчитывая его от 476 года, когда пала Западная Римская империя.

Культура Античности погибала под натиском варваров. В этом одна из причин того, почему Средние века так часто называют темными или мрачными. Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства. Однако научные открытия и изобретения в Средние века - отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их. Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.

Восточная Римская империя

Наука в в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.

На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.

Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология. Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна. Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.

Наука в арабских странах

Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы. развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.

На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.

Цифры и движение планет

Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их. Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.

Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).

Торговые взаимоотношения

Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян.

Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.

Богословская и светская наука

Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества.

К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты. Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.

Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.

Неумолимое движение прогресса

Технические открытия и изобретения в XI-XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц. На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас. Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.

Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.