Паста для рельефной живописи своими руками. Объемный декупаж: мастер-класс для начинающих с помощью структурной пасты. Объемный декупаж бутылок

26.05.2019 Мясные блюда

Если занимаетесь творчеством и понадобилась структурная паста, своими руками ее сделать проще простого. В данном материале узнаете, как быстро сделать пасту из подручных средств.

Структурная паста – это специальное средство для рисования объемных фигур, которое можно приобрести в специализированном магазине или сделать самостоятельно. Бывают ситуации, когда может потребоваться структурная паста, но в наличии ее нет. Это не повод расстраиваться, ведь структурную или текстурную пасту легко создать самому.

Паста из косметики

Самый простой рецепт, который может сделать абсолютно каждый человек, у которого в наличии есть следующие ингредиенты:

  • клей ПВА универсальный;
  • румяна, тени, пудра и другая подобная косметика.

Косметические средства могут быть просроченными, на качество изготовленной пасты это не повлияет.

Совет на будущее: может быть не стоит сразу выкидывать просроченные тени, ведь они могут пригодиться в рукоделии.

Итак, легкий мастер-класс по изготовлению текстурной пасты.

Берем клей ПВА универсальный.

Почему именно универсальный? Его консистенция более выигрышная, воды он не боится. А для различных видов рукоделия, например, для декупажа, водостойкость – важное качество.

Затем выбираем подходящие по цвету косметические средства:

Это могут быть разбившиеся тени или румяна – без разницы. Плюс такого способа создания пасты заключается в том, что мастер как истинный художник может смешивать любые цвета, добиваясь той уникальности, которая задумана.

Для создания качественной структурной пасты, консистенция которой будет идеальна для создания фигур, украшения, очень важно тщательно перемолоть косметику. Это можно сделать как в ступе, так и подручными средствами, например, в двух столовых ложках или с помощью скалки пройтись по завернутым в фольге теням.

После того как мы добились необходимой, невесомой консистенции, смешиваем клей ПВА и косметику до необходимого цвета и консистенции. Для густоты при желании можно добавить в смесь крахмал.

Структурная паста готова!

Из шпатлевки

Когда нужна более плотная, эластичная, тянущаяся структурная паста, то помимо клея ПВА универсального предпочтительно использовать акриловую шпатлевку. Почему акриловую? Такая шпатлевка выгодно отличается от гипсовой тем, что она водоустойчивая. В творчестве при декорировании важно использовать средства, которые не разрушаются от воздействия влаги. Когда вкладываешь душу в создание прекрасного и получаешь идеальный на выходе результат, то возможно сильное разочарование, если созданная красота погибнет от воздействия воды.

Что необходимо для создания пасты на основе шпатлевки:

  • акриловая шпатлевка, которую можно приобрести в любом строительном магазине;
  • клей ПВА универсальный.

Смешиваем клей и шпатлевку в пропорции 1 к 3, соответственно. Размешиваем до однородной массы, при этом в готовящуюся смесь можно добавлять указанные ингредиенты в зависимости от желаемой густоты пасты. Получается эластичная, тягучая смесь, работать с которой сплошное удовольствие. Наносить ее можно шприцом или тюбиком. Хранится приготовленная таким методом структурная паста не более двух недель, про запас ее нельзя делать.

Такую пасту не желательно разбавлять водой, так как меняется структура, паста становится непригодной для использования.

С использованием крахмала

Если нужная более густая, объемная паста, например, для «снежного» эффекта, или создания объемных фигур, то к шпатлевке и клею ПВА надо добавить крахмал. На выходе получается замечательная масса, быстросохнущая, прочная, очень легкая.

После высыхания созданные фигуры получаются матовыми. Это идеальная структурная паста для создания фигур, трафаретов. Ее можно использовать, создавая объемные фигуры – паста замечательно заполняет собой любые формы.

Одна из самых капризных смесей – зубная паста, крахмал, клей ПВА универсальный. Приготовить ее проще простого: примерно в одинаковых пропорциях замешиваются все ингредиенты до однородного состояния. Получившейся пастой с помощью шприца можно рисовать причудливые узоры, которые сохнут достаточно быстро. Единственный минус – получившиеся из этой пасты фигуры, рисунки совсем не прочные. Легко может отколоться кусочек от созданного шедевра. Мы разобрали основные виды структурных паст, которые делаются самостоятельно из подручных средств.

К каждой созданной пасте для создания различных текстур можно добавлять различные ингредиенты – песок, манку, крупы, косметику – большое пространство для фантазии. А если освоить и понять процесс создания паст, то никакие инструкции уже не будут нужны – наоборот, инструкции по изготовлению паст создавать сможете сами. Изготовить пасту для творчества в домашних условиях очень легко, это требует минимума затрат, как финансовых, так и временных. Пусть творчество приносит удовольствие, никогда не иссякает фантазия!

Многообразие материалов для творчества поражает. С развитием рукоделия на полках магазинов стали появляться всевозможные товары - только успевай применять их на деле. Некоторые действительно заслуживают внимания, ведь с их помощью можно преобразить работу и сделать ее оригинальной. Поговорим о текстурной пасте и способах ее применения.

Текстурная паста представляет собой густую смесь , с помощью которой можно формировать объемное (рельефное) покрытие. После высыхания она образует прочный несмываемый водой рельеф, который потом можно окрасить акриловыми, гуашевыми, темперными, масляными красками. Чаще всего такая паста используется в декупаже.

1

Давайте рассмотрим некоторые варианты использования подручных средств, помогающие сделать необходимый эффект.

С помощью трафарета.

Кладем на декорируемую поверхность трафарет, закрепляем малярным скотчем. Мастихином или другим подходящим инструментом, например, плоским ножом, наносим текстурную пасту ровным слоем на трафарет. Готовое изображение при желании подкрашиваем. В качестве декорируемой поверхности может быть стена, предмет мебели, плотный картон, фанерная заготовка и т. д.

2

С помощью пакета из-под молока.

Для начала с помощью карандаша создаем рисунок. Затем в мягкий пакет из-под молока или кондитерский мешок накладываем пасту, делаем небольшую дырочку и выдавливаем состав начиная с контура. Можно оставить только контур, а можно нанести пасту на все изображение. С помощью зубочистки или кисти добавляем при необходимости рельеф. Благодаря тонкой струйке можно не только прорисовать контур, но и сделать, например, рамку.

3

С помощью штампа.

На поверхность наносим слой текстурной пасты и ставим поверх оттиск штампом. Корректируем изображение. Тем же штампом с остатками пасты можно сделать еще один оттиск в другом месте.

4

С помощью шприца.

Разводим пасту с небольшим количеством воды. Это нужно для того, чтобы состав легче набирался в шприц и распределялся. Выдавливаем массу на поверхность, образуя необходимый узор. Воды нужно добавить действительно немного, иначе паста потеряет свои свойства.

5

Текстурную пасту можно сделать самостоятельно.

Первый способ.
Берем шпатлевку (лучше всего акриловую мелкодисперсионную), просеянный песок в соотношении 1:1 и добавляем клей ПВА столько, чтобы получилась густая, как сметана масса.

Второй способ.
В емкость насыпаем 1/4 чашки талька и добавляем по столовой ложке краски и клея ПВА, перемешиваем. Затем подливаем чуть-чуть воды (пол столовой ложки), хорошенько размешиваем до однородной массы.

Подробное описание

Тонкая и грубая рельефные пасты

Пасты предназначены для создания рельефа на любой твёрдой основе.

Пасты делятся на грубую и тонкую, в зависимости от тонкости помола мрамора. Рельеф грубой пасты после высыхания будет шершавый и пористый, а тонкой – гладкий и шелковистый. Тонкая паста имеет более мягкую консистенцию, чем грубая и держит меньший рельеф. Совмещение двух паст в рельефных работах позволяет добиваться интересных фактурных эффектов.

Гибкая рельефная паста

Гибкая рельефная паста предназначена для создания рельефа в первую очередь на гибких, таких как, холст или кожа, поверхностях. Но она также успешно применяется и на твёрдых подложках.

Тонкая и грубая пасты очень хорошо шлифуются наждачной бумагой. Гибкая паста после высыхания имеет гладкую «пластиковую» поверхность, которая не нуждается в шлифовке.

Благодаря пластичности гибкая паста успешно используется для создания эластичных отливок из силиконовых форм. При работе с формами стоит учитывать, что в процессе высыхания паста даёт усадку и форму необходимо будет наполнять два или три раза.

Также можно формировать отдельные элементы из гибкой пасты на силиконовом коврике или канцелярском файле, чтобы затем перенести и приклеить готовый элемент на любую форму.

При работе с трафаретом нужно учитывать, что более чёткий узор даёт тонкая паста. Она лучше всего подходит для создания небольших ажурных узоров, напоминая в результате гипсовые отливки.

Грубая паста подходит для работы с более крупными трафаретами, без мелких деталей и перемычек.

Гибкую пасту также можно наносить через трафарет, но края узоров будут более плавными, округлыми, без резких граней.

Применение рельефных паст

Пасты наносятся на поверхность шпателем или мастихином. Затем формируется рельеф с помощью любых подручных инструментов. Все пасты можно наносить через кондитерский шприц или пластиковую тубу с тонким носиком, при необходимости разбавляя водой или акриловым лаком.


Впитывающие поверхности, такие как холст, картон, дерево, штукатурка, следует предварительно подготовить к нанесению пасты - загрунтовать акриловым грунтом , разбавителем акриловых красок или акриловым лаком , разбавленными в воде (на одну часть лака две части воды).

Высыхает рельефная паста от 1 до 5 часов. Полное высыхание - 24-36 часов, в зависимости от толщины слоя, температуры и влажности воздуха.

В течение 15-20 минут, пока паста не потеряла эластичности в нее легко можно вклеить любые инородные элементы по принципу мозаики. Например, листья, монеты, ракушки или небольшие камешки. Также в рельефные пасты можно замешивать различные наполнители для создания фактуры.

Все пасты колеруются любыми акриловыми красками , но при добавлении большого количества краски теряют свою пастозность. Поэтому компания «ТАИР» выпускает готовые колерованные пасты насыщенных оттенков. Цветные пасты содержат пигмент и по своей текстуре более приближены к грубой пасте. По насыщению пигментом будет максимально соответствовать своему названию.

Вот я и купила январский номер "Делаем сами", где должна была выйти моя обзорная статься по структурным пастам (с посыла Лары).... вышла! Только она, конечно, подсократилась (это понятно, я то писала ни к чему не привязываясь, а тут все же макет и место, свои ограничения), но все равно приятно:)

Структурные пасты - это густые составы на водной акриловой основе, которые позволяют добиться различных фактурных и рельефных эффектов. Благодаря как раз своей акриловой основе они хорошо ложатся на любую поверхность (дерево, картон, металл, ткань, бетон, стекло и т.д.), практически не пахнут, разбавляются и следовательно отмываются водой, правда до своего высыхания. После высыхания приобретают водоустойчивость. Структурные пасты можно использовать как добавку к акриловым и др. водным краскам, чтобы придать густоту и фактурность мазку, а можно (и нужно) использовать самостоятельно для создания рельефных поверхностей, имитируя различные материалы: камень, железо, терракоту, песок, снег, стекло и т.п.

Для нанесения структурных паст подходят шпатели (пластмассовые, резиновые, металлические), мастихины, плоские синтетические кисти. Выбор инструмента зависит от того, какого рельеф вы хотите получить. Кстати, для проработки рельефа могут пригодиться и такие предметы как вилки, гребенки, палочки и зубочистки.

Структурные пасты можно разделить на несколько групп .

Есть пасты, которые лучше подходят для создания декоративных эффектов и хорошо смотрятся уже сами по себе без дополнительной колеровки. Это золотые и серебряные структурные пасты, гели и пасты с глитерами и блестками. Достаточно их нанести на декорируемую поверхность через трафарет и вот уже готовый объемный элемент. Хотя, конечно, и эти пасты можно окрашивать или смешивать с акриловыми красками, чтобы оттенить и обогатить исходный цвет.

Есть пасты, которые предназначены для достижения дополнительного объема изображения, так называемые объемные (volume) и опухающие. Такие пасты могут быть прозрачными, что позволяет использовать их не только как основу для объемных элементов, но и для нанесения поверх изображения, например в техниках объемного декупажа.

И наконец, есть пасты, которые идеальны для создания фактурной поверхности - основы, для дальнейшего декора. После высыхания их можно тонировать различными красками на водной основе от акриловых до акварельных, патинировать, декорировать в технике декупаж, использовать техники золочения и пр. В составе таких паст часто имеются более или мене грубые вкрапления: частички пемзы различной зернистости, стеклянные шарики, слюда. Кроме своей консистенции они могут различаться по цвету и весу. Эти пасты также прекрасно подходят для создания декоративных коллажей и фресок. Давайте остановимся подробнее на некоторых из них, и попробуем разобраться в их особенностях.

ПАСТА АКРИЛОВАЯ РЕЛЬЕФНАЯ (тонкая ), Таир. Относится к универсальным пастам. Может смешиваться с красками (акрилом, темперой, гуашью). Прекрасно впитывает краски и после высыхания. Имеет достаточно гладкую текстуру и небольшой вес (не утяжеляет работу). Может немного растрескиваться при высыхании, особенно если для сушки использовать фен. Если добавить акриловый лак, паста приобретает большую пластичность и медленнее высыхает, что позволяет поработать с рельефом подольше. Время высыхания от 1 до 5 часов в зависимости от толщины слоя (при использовании фена можно сократить время высыхания до 10-20 мин.). Высохшая паста имеет матовую пористую поверхность, хорошо шкурится, водоустойчива, но имеет некоторую хрупкость. Еще одно достоинство этой пасты невысокая стоимость.

Кроме тонкой рельефной пасты, есть и грубая, она имеет более выраженную шероховатую текстуру, но и больший вес, поэтому подходит скорее для настенных работ.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ПАСТА, Marabu (белая ). Эту универсальную акриловую пасту можно отнести и к группе декоративных паст, т.к. она имеет глянцевую поверхность после высыхания и есть кроме белой уже окрашенные золотая и черная. По текстуре она очень похожа на рельефную пасту Таир (рассмотренную выше), но более пластична и не такая пористая после высыхания. С помощью мастихинов и шпателей ею легко создавать рельефную поверхность. После высыхания очень устойчива, хорошо тонируется, очень легкая. Время высыхания от 2 до 24 часов в зависимости от толщины слоя.

СТРУКТУРНАЯ ПАСТА, Marabu . Есть три вида этой структурной пасты: мелкая, средняя и крупная. Соответственно в совей текстуре она имеет крупинки (похожие на пемзу или песок) различной зернистости. Ну и, конечно, мелкая паста самая легкая, хотя и крупная паста этого производителя вовсе не такая тяжелая, как грубая рельефная паста Таир. Хорошо подходит для создания эффекта старой стены, песка, снега (также в зависимости от зернистости, крупная более грубая фактура, мелкая - легкая шероховатость). Время высыхания от 2 до 24 часов в зависимости от толщины слоя. После высыхания хорошо тонируется.

СТРУКТУРНАЯ ПАСТА «SOLO GOYA». Также бывает грубая и мелкая. Эта паста имеет выраженную шероховато-зернистую текстуру, что позволяет хорошо имитировать песчаную поверхность. При этом достаточно легкая. Хорошо смешивается с акриловыми красками, и хорошо окрашивается после высыхания. Также после высыхания имеет матовую поверхность, водоустойчива. Время высыхания от 2 до 24 часов в зависимости от толщины слоя.

ТРЕСКАЮЩАЯСЯ ПАСТА MEDIUM, Maimeri . Очень густая вязкая паста, на поверхности которой после высыхания образуются трещинки. Величина трещин зависит от толщины слоя пасты, чем толще слой тем более выражены трещины. Т.к. основной эффект этой пасты именно в трещинах, ее следует наносить пастозно, не увлекаясь рельефом. Время высыхания зависит от толщины слоя. После высыхания имеет слегка бежеватую матовую поверхность, хорошо шкурится и тонируется. Из недостатков, наверное, можно указать большой расход, т.к. для получения выраженного эффекта требуется довольно толстый слой.

ПАСТА ГРАНИТНАЯ MEDIUM, Maimeri . Паста средней густоты с мелкими жесткими гранулами, напоминающими серый гранит. Хорошо подходит для имитации поверхности камня и песка. Можно сочетать с универсальными пастами. После высыхания имеет слегка глянцевую поверхность с темно-серыми вкраплениями, хорошо тонируется. Сохнет эта паста дольше универсальных, но после высыхания очень устойчива, практически не поддается шкурению.

Подытоживая надо сказать, что время сушки всех паст можно сократить при помощи горячего фена, но быстрее всех, при равных условиях, высыхает АКРИЛОВАЯ РЕЛЬЕФНАЯ ПАСТА Таир, она же самая недорогая. Достоинством импортных паст является очень хорошая устойчивость после высыхания, и меньший вес, особенно это важно для грубых паст. Так же среди паст иностранных производителей гораздо больше вариантов текстур и цвета.

Еще несколько советов . Для имитации фрески рекомендую наносить пасты шпателем или мастихином имитируя движения мастерка штукатура. Эффект снега хорошо получается с помощью мелких паст при нанесении губкой. Также с помощью губки и шкурки можно имитировать поверхность известняка. При создании коллажей или просто сложного декоративного фона можно делать рельеф на слое универсальных паст путем отпечатков различными предметами (узорчатыми пуговицами, штампами и пр.). Иногда, если паста не достаточна густая, для получения сложного рельефа, можно перед началом работы выждать от 5 до 15 минут, чтобы паста приобрела нужную консистенцию.

Все инструменты хорошо промывайте водой сразу после использования.

Я уверена, что структурные пасты значительно расширят горизонты вашего творчества, и вы обязательно найдете свои приемы работы с ними, а может быть откроете новые интересные эффекты.

Художник-декоратор Наталья Жукова.

Кстати, для тех, кто прочитает оба варианта: интересно, узнать ваше мнение, много ли статья потеряла после сокращения, или я зря так размахнулась?