Лексическая тема "овощи"
- Расширить знания детей об овощах. Учить сознательному, правильному, плавному чтению по слогам; соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
- Развивать произвольное внимание через упражнения в переключаемости и сохранении объёма внимания.
- Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование: картина “овощи”, магнитные буквы, закрытое название темы, книги с закладками, слова на карточках, зашифрованное слово, маски овощей, посуда, слова из слогов на доске, магнитофон, предметные картинки овощей и посуды.
Ход урока.I. Орг. момент.
Входим в класс на своё рабочее место по “пропускам”. Найди у себя карточку с такой же последовательностью букв: ОВЩОИ
(варианты : ВЩИОО и ОВЩОИ)
Составь из этих букв слово: овощи (на доске).
II. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание.
Представьте, что вы зашли на кухню, а там мама режет огурцы и вы чувствуете свежий огуречный запах:
И.п.: стоя.
- Глаза закрыты, руки на диафрагме. Медленно вдыхаем носом, ощущая запах огурца. Резкий выдох - ртом. И так 3-4 раза.
- Высматриваем огурцы: вытянуть шею (вдох ртом), наклонить голову вперёд вниз (выдох носом).
- Стручок фасоли. Изобразим створки фасоли; челюсти спокойны на 1-2-3: стручок лопнул - движение нижней челюсти вперёд (на счёт 4).
Упр. для губ, щёк, языка.
- Дети увидели тыкву: О-о-о-о! (под счёт до 6)
- “Толстячки-худышки” (кочан капусты, горох)
- “Лопата”. Язык внизу спокоен до 10 раз.
- “Копаем картошку”. Кончик языка закрывает то верхнюю, то нижнюю губу.
- “Ровная грядка в огороде”. Широко открыть рот, опустив язык за нижние зубы.
- Разговор овощей в масках:
Помидор красивый, красный хвастается: ла-пу, па-лу.
Огурец обиженно: пы-по, пы-по
(Эта игра в парах.)- Произнести: Ох! Ах! шепотом, тихо, громко от имени бабушки, которая зашла в огород и увидела много красных помидоров.
- Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Огородное пугало. Показать: вы испугались пугала. Изобразите огородное пугало и птицы его испугались.
Упражнение для глаз: выбери игрушку, которая тебе понравится.
- Глаза следят за игрушкой, влево - вправо, верх - вниз.
- Игрушку приблизить к носу, отодвинуть.
- Крепко зажмурить глаза, открыть под счет.
III. Проверка домашнего задания.
1. Ответы на вопросы.
Какой рассказ читали на прошлом уроке, кто автор, какие овощи выбирали на огороде, найти и прочитать о…(показ картинок огурца, лука, капусты).
Почему говорят:
“У капусты 77 одежек”?
2. Чтение рассказа: “Кто как одет”, “цепочкой” по одному предложению. Я рисую цепочку на доске из бусин, если вы ошиблись, то ниточка порвется.
IV. Физминутка.
Упражнение на внимание.
V. Сообщение тему, цели урока.
Прочитайте название стихотворения на доске. Ваша задача - читать слова правильно, четко, соблюдая интонацию в конце предложения.
VI. Работа над текстом.
1. Чтение учителем.
Какие овощи принесла хозяйка?
2. Словарная работа:
базар - место для торговли;
кипеть - бурлить;
крошить - раздроблять на мелкие части;
душный - тяжелый для дыхания;
горшок - округлый сосуд для приготовления и хранения пищи.
Найди среди этих предметов горшок (кастрюля, кувшин, горшок, чайник).
Встретились еще несколько трудных слов, Мы их прочитаем вместе.
Хозяйка - женщина, ведущая хозяйство.
Завели - это значит “начали”
Спор - разногласие.
Кипяток - это значит кипящая вода.
З. Чтение по частям по магнитофонной записи.
Дети следят указкой по тексту.
1 часть. Где была хозяйка? Какие овощи она принесла?
2 часть. О чем заспорили овощи?
З часть. Что сделала с ними хозяйка?
4 часть. Что приготовила хозяйка из овощей?
4. Самостоятельное чтение. Индивидуальная работа.
VII. Заключительная работа.
2. Чтение отрывка текста с 1/4 прикрытой нижней частью строчки (текст на доске).
VIII. Мини драматизация.
“Как зайцы морковь потеряли”.
Мы с тобой шли?
Морковку нашли
Я тебе ее дал?
Ты ее взял?
Где она?
Морковка.
Мы с тобой шли? и т. д.
Конспект занятия "Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»" для детей 3-4 лет.
Цель. Познакомить детей с последовательностью действий взрослого, раскрыть цель труда как средства удовлетворения потребностей людей. Закреплять знания о названиях овощей, формировать обобщающее понятие «овощи». Упражнять в произношении шипящих.
Материалы. Натуральные овощи или картинки с их изображением (по числу детей).
Ход занятия
1-я часть:
На столе воспитателя нож, терка, кастрюля, тарелки, ложки, половник, супница, натуральные овощи.
Перед детьми – картинки с изображением этих же овощей или натуральные овощи.
Воспитатель. Сейчас я расскажу вам о том, как хозяйка задумала сварить для детей овощной суп. Что же она для этого приготовила? Сначала она пошла на базар и принесла целую корзину овощей.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Петрушку и свеклу.
(Во время чтения воспитатель показывает и называет каждый овощ.)
Что же она стала делать с овощами? Послушайте:
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
(Во время рассказывания воспитатель побуждает детей называть и показывать овощи.)
Что же ей понадобилось, чтобы покрошить все овощи?
Положила хозяйка все овощи в кастрюлю. Что же было дальше?
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла.
Как же они кипели? (Побуждает детей к звукоподражанию.) Пыхтели: пых-пых-пых, шипели: ш-ш-ш, свистели: с-с-с! И суп овощной оказался неплох! Для кого же она сварила такой вкусный суп? (Показывает картинки, предлагает детям рассмотреть накрытый стол.) Значит, хозяйка накрыла на стол – поставила что? (Показывает отдельные предметы посуды.) А теперь снова послушайте, как хозяйка задумала накормить детей вкусным овощным супом и что она для этого сделала.
Педагог повторно читает стихотворение, показывает картинки. Дети по картинкам называют предметы сервировки стола.
2-я часть:
Проводится подвижная игра.
Воспитатель. Теперь встаньте из-за столов. Пусть каждый возьмет себе одну картинку… Разойдитесь по всей комнате. Я буду хозяйка, а вы – овощи. Когда я буду называть какой-либо овощ, ко мне побегут дети, у которых в руках картинка с ним.
Воспитатель ходит по комнате, повторяя стихотворение: «Однажды хозяйка…» Проходя возле детей, предлагает вставать друг за другом ребят, имеющих в руках ту или иную картинку. Возможно, один и тот же куплет придется повторить дважды, чтобы собрать всех детей. Затем детям предлагается встать в круг.
Воспитатель. Вот у нас и получилась целая корзина овощей. А теперь сварим овощной суп.
Педагог читает стихотворение, начиная со слов «Накрытые крышкою…», и упражняет детей в звукопроизношении. Затем предлагает всем вместе повторить заключительные слова стихотворения: «И суп овощной оказался неплох!»
Если времени для игры на занятии не останется, игра проводится во время прогулки.
В старших группах появляется возможность формировать у детей знания о таких видах труда, в которых создаются материалы (например, кирпичи), о коллективном характере труда людей и его общественной направленности, формах организации, об отношении человека к труду и своим обязанностям. В целом последовательность передачи знаний о труде может быть представлена следующим образом:
Постановка цели (Что задумали?);
Выбор предмета труда, материала (Из чего будем делать?);
Отбор необходимого оборудования (Какие инструменты понадобятся?)]
Определение трудовых действий и их последовательности (Что будем делать? Что сначала, что потом?), получение промежуточных результатов (Что будет получаться по окончании каждого действия?);
Получение продукта, результата (Что получилось? Оценка соответствия результата намеченной цели?).
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе по теме: « Чтение стихотворения Ю.Тувима « Овощи».
Цель: формировать интерес к художественной литературе, знакомить детей с произведениями фольклорного жанра – загадками. Развивать речь, мышление, воображение, память. Оборудование: хрестоматия, цветные иллюстрации, макеты овощей.
Ход занятия:
Круг радости : Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, Кто – то придумал просто и мудро, Со всеми здороваться доброе утро!
Ребята, сегодня я вас познакомлю с произведением поэта Ю.Тувима «Овощи» . Воспитатель читает стихотворение, после прочтения проводит с детьми беседу, используя следующие вопросы по содержанию текста: - Ребята, понравилось вам стихотворение? - Да, очень понравилось. - Откуда пришла хозяйка? - Хозяйка пришла с базара. - Вспомните, какие овощи она принесла домой? - Картошку, морковь, капусту, горох, петрушку и свеклу. - А как вы думаете, какой из овощей самый полезный? - Все овощи полезные, в них много витаминов. - О чем спорили овощи? - Кто из овощей вкусней и полезней. – Что сварила хозяйка из овощей? - Она сварила суп. Физкультминутка: Вот летают птички, птички – невелички. Все летают, все летают, крыльями махают. Прыгают по веткам, чтоб сильней быть деткам. Прыг – скок, прыг – скок, прыгают по веткам.
Дидактическая игра « Назови овощ» . Воспитатель показывает детям макеты овощей и просит их называть овощи.
Отгадайте загадки: 1. Из головы перо торчит, на вкус попробуешь – горчит. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява Кто любит щи, меня в них ищи. (капуста)
2.Раскололся тесный дом на две половинки. И посыпались от туда бусинки – дробинки. (горох)
3.Она важней всех овощей для винегретов и борщей. (свекла) 4.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
Занятие
на тему: «Овощи – фрукты»
по произведениям Ю.Тувима «Овощи» и
Н. Кончаловской «Показал садовод»
Возрастная группа: средняя.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая.
Задачи: уточнить и обобщить представления детей об осенних явлениях в природе; закрепить обобщающие понятия: овощи-фрукты; подкрепить знания детей об этих понятиях новыми произведениями; развивать речь, мышление, творческое воображение; воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная и предшествующая работа: экскурсия на огород, в сад; наблюдения в природе за овощами и фруктами, беседы о них; д/и «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь».
Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Осень», кузовок с овощами, проектор, ноутбук, интерактивная доска с изображением овощей, фруктов и двух блюд: фруктовницы и плоского блюда; иллюстрации спаржи, сельдерея; рисунок «Чудо овощ».
Раздаточный материал: альбомные листы, фломастеры.
Словарная работа: кипяток, спаржа, сельдерей.
Ход занятия:
- Организационная часть.
Загадка:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года … зовется как?
Правильно! Это загадка про осень. Посмотрите, дети на эти иллюстрации. Где здесь осень? А что вы знаете об осени? Расскажите.
Идет дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы, поспевают овощи и фрукты.
Правильно! И сегодня мы с вами будем говорить об овощах и фруктах.
II. Основная часть.
1. Беседа об овощах и фруктах.
Вспомните, где растут фрукты?
В саду на деревьях.
Какие фрукты вы знаете?
Яблоки, вишни, сливы, груши.
Где растут овощи?
На огороде, в земле.
Какие овощи вы знаете? Перечислите.
Огурцы, редис, помидоры, картофель и т.д.
Давайте с вами поиграем в игру «Овощи – фрукты».
2. Д/и «Овощи-фрукты» (на интерактивной доске)
Вот здесь на доске нарисованы овощи и фрукты. Также есть два блюда: плоское для овощей, фруктовница для фруктов.
(Показываю иллюстрации на доске)
Задание: «Нужно методом перетаскивания в фруктовницу сложить фрукты, а в плоское блюдо – овощи. Н-р, огурец я положу в блюдо, т.к. это овощ, сливу положу в фруктовницу. Это фрукт и т.д.
Свои действия нужно объяснять.
3. Сюрпризный момент
Стук
Дети, кто-то к нам в гости пришел.
(Открываю дверь, приношу кузовок с овощами, прикрытыми салфеткой. Предлагаю детям по описанию в форме загадок отгадать какие овощи припрятаны под салфеткой в кузовке).
Круглая да круглая
Откусишь – сладкая
Засела крепко
На грядке, что?... (репка)
Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а … (лук)
Как надела сто рубах
Захрустела на зубах. (капуста)
Красные сапожки
В земле и в лукошке. (свекла)
Красная девица
Сидит в темнице
А коса на улице. (морковь)
(По мере отгадывания, овощи вынимаю и кладу на стол)
Что это? - Овощи.
Что из них можно приготовить? – Различные салаты, супы, борщи.
Сейчас мы узнаем об этом из стихотворения «Овощи» Ю.Тувима.
4. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».
Беседа по содержанию. Куда пошла хозяйка? Что она принесла с базара? Перечислите овощи. О чем заспорили овощи? Чем же закончился их спор? Когда суп бывает вкусным, когда в него кладут один овощ или все? Как называется такой суп? Что такое кипяток?
5. Физкультминутка. Засолка капусты.
Мы капусту рубим – резкие движения прямыми кистями вниз вверх.
Мы морковку трем – пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим – из щепотки движение пальцев, имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмем – интенсивно сжимаем и разжимаем кулаки.
6. Чтение стихотворения «Показал садовод» Н.Кончаловской.
Давайте послушаем еще одно стихотворение Н.Кончаловской «Показал садовод…». Оно тоже об овощах и фруктах:
Показал садовод
Нам такой огород
Где на грядках, заселенных густо
Огурбузы росли,
Помидыни росли
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Понравилось стихотворение? Какие чудо-овощи и фрукты вам запомнились? Какие незнакомы? Спаржа? Сельдерей?
(Показываю иллюстрации)
Спаржа и сельдерей – это травянистые растения, которые добавляют в суп, как приправу, чтобы суп и другие блюда были вкуснее и ароматнее. А что такое огурбузы? Помидыни? Репуста? Какие названия спрятались в этих смешных словах?
(Ответы детей)
Посмотрите, ребята, как я нарисовала один чудо-овощ.
(Вывешиваю рисунок чудо-овоща – верхняя часть помидор, нижняя – редиска).
Как вы думаете, что это? Как можно назвать этот чудо – овощ?
(Ответы детей)
А вы хотите нарисовать какой-нибудь чудо-овощ или чудо-фрукт? Попробуйте.
7. Рисование «Чудо – овощи».
(Дети рисуют, в конце рассказывают, что они нарисовали)
III. Итог.
Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Какие произведения я вам прочитала? Давайте пройдем на выставку книг об овощах и фруктах и посмотрим, что же на самом деле выросло в саду и в огороде.
(Дети рассматривают подборку книг в книжном уголке)
Галявиева Е.Н.,
ДОУ №36
г.Нижнекамск, Татарстан
Задачи: расширять и обогащать представления и знания детей об овощах; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме; учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;
развивать умение согласовывать в словосочетаниях прилагательные с существительными, числительные с существительными; учить составлять простое распространённое предложение с однородными определениями; ; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Предметный словарь: овощи, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.
Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.
Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный.
Материал: картина «Сбор урожая», муляжи и предметные картинки овощей, фотографии блюд из овощей.
Ход занятия
Организационный момент .
Пальчиковая гимнастика «Сложим из пальцев».
Сложим ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.
Рассматривание картины «Сбор урожая».
Воспитатель (В.). Где дети собирают урожай? (В огороде.)
Какие овощи собирают дети? Давайте и мы с вами соберём урожай.
Игра «Найди ошибку».
Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.
Помидор не синий, он - красный и т.д.
Игра «Повар и овощи ».
В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы играть.
Руками похлопаем, ногами потопаем.
Покружились, покружились
И в овощи превратились.
Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.
В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»
Игра «Назови верно».
Суп из гороха - гороховый.
Из фасоли -
Сок из моркови -
Из тыквы -
Запеканка из картофеля -
Игра «Посчитай-ка».
В. Едем, едем мы домой
на машине грузовой,
Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай.
Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла.
Чтение стихотворения.
Раз, два, три, четыре
Дети овощи учили.
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Итог занятия.