Какие блюда можно приготовить на похороны. Поминальный стол на похороны: правильная организация поминок

07.09.2019 Похудеть без диет и упражнений

Тот, кто уже сталкивался с такой неприятной, но обязательной для выполнения православной традиции как день поминок осведомлен о том, что на третий, девятый и сороковой день после похорон, родственникам умершего принято накрывать поминальный стол. Совершенно не важно сколько именно людей будет присутствовать в день поминок умершего, но вот специальные блюда на поминальном обеде быть обязательно должны.

Блюда, которые принято готовить в поминальный день

Каждому православному человеку известно, что неотъемлемой частью поминальной церемонии является ничто иное как кутья. Это своего рода симбиоз их пшенных круп, риса, изюма, кураги и меда, который похож внешне больше на кашу. Готовят такое блюдо только потому, что оно символизирует новое рождение души умершего человека в потустороннем мире. Кроме того, такое яство как кутья как бы делает его прибывание «слаще» в райском саду.

Само собой разумеет, в связи с тем, что кутья является главным блюдом на поминках, то и подавать ее принято в определенном порядке и вперед всех других кушаний. Прежде всего кутью дают отведать кровным родственным усопшего, вскоре после чего кутью предают близким друзьями, бывшим коллегам по работе и знакомым умершего.

Еще одним из самых главных блюд, которое обязательно должно быть на поминках - это блины. Именно блины, ровно, как и кутья, не просто пища, т.к их присутствие на скорбном столе несет мощную символику о потустороннем мире. Блины принято преподносить гостям на поминальном обеде без начинки. К ним можно подавать либо мед, либо запить стаканом киселя.
Интересный факт: Мало кто знает, но такой напиток как кисель в день поминок готовили на Руси еще испокон веков. Если подавать его на стол гостям - это означает должное соблюдение православных традиций.

Спиртные напитки: можно или нет?

Устраивая поминки, крайне важно знать, что таких крепких алкогольных напитков как коньяк, водка, ром и многие другое на поминальном столе быть не должно. То же самое касается и слабоалкогольнойпродукции в виде белого или красного вина. Согласно христианской вере, спиртное на поминках - неуместно.

В том случае, если родственники покойного все-таки приняли решение немного выпить алкоголя с целью помянуть, и отдать дань уважения умершего «не чокаясь» то делать это можно только в умеренных количествах. В противном случае переизбыток употребляемого спиртного на вечере памяти покойного будет считаться оскорблением чести и благодатной памяти о покойном.

Что еще можно приготовить в день поминальной церемонии?

Как уже упоминалось выше, кутья, кисель и конечно же блины - это главное в день памяти об умершем человеке, но не единственное что нужно подавать на стол гостям, Кроме этих блюд и напитка разрешено подавать различные супы, легкие салаты, некоторые сорта мяса или приготовленные из них блюда (т.е домашние котлеты, рагу, солянку). Не возбраняется и присутствие рыбы, молодого картофеля и хлебобулочных изделий (пирожков). Единственное, что нужно знать тому, кто будет приступать к процессу готовки постной пищи на поминки - это приготовление всех блюд без изысков и излишеств. Именно поэтому, очень многие готовя винегрет из свеклы и моркови, селедку под шубой, капусту закваской и самый обычный салат из помидора и огурца. Что же касается пирогов, то лучше всего приготовить их не пустыми, а с различными начинками. Например пирожки с капустой, правилом, рисом и яйцом, яблоками и грибами - будут совершенно уместно занимать свое место на поминальном столе.

Главное - это правильно приготовленные блюда, их подача и оформление самого стола. Под оформление стола подразумевает под собой скромно поданная пищу, без особой помпезности и тем более вычурности. Необходимо чтобы чашки, ложки, вилки, тарелки и иная посуда на поминках имела спокойный оттенок. То же самое касается и скатерти на столе, она должна быть в приглушенных ненавязчивых цветовых тонах и не кидаться в глаза. Во время данного мероприятие нельзя торопить собравшиеся гостей, а так же не следует торопиться самим. Пускай этой день длится ровно столько, сколько сочтут нужным все собравшиеся.

Рецепты поминальных блюд: примерное меню

Сразу стоит сказать о том, что приготовить то или иное блюдо в поминальный вечер может абсолютно каждый, в не зависимости от кулинарного таланта и даже вероисповедания. Пожалуй самое важно, что нужно для притупления данных блюд - чистые и непорочные мысли, которые направленные в сторону благой памяти об умершем человеке.

Рецепт кутьи с рисом и сухими фруктам.

  • Шаг 1.Берем небольшое количество рисовой крупы и горсть сухофруктов. Замачиваем оба продукта в воднее 15 минут. Выливаем воду.
  • Шаг 2. Рисовую крупу необходимо поместить в кастрюлю и поставить на медленный огонь.Примерное время готовности риса - 15-18 минут.
  • Шаг 3. Сливаем остатки воды и промываем рис под холодной водой.
  • Шаг 4. К готовому рису можно добавить изюм, курагу, чернослив или мед.

Точно такой же порядок приготовления кутьи должен быть соблюден в том случае, если она готовится из пшеничных, а не из рисовой крупы.

Блины без начинки, пироги, хлебобулочные изделия. Единенное, на что нужно обратить внимание готовя данные яства - это минимизировать количество молока и яиц, а при возможно вообще их полностью исключить .

  • Шаг 1. Тесто, из которого скоре будет приготовленные пироги на поминальный стол должны содержать в себе только обыкновенную муку, дрожжи, и немного сахара.
  • Шаг 2. Все три компонента нужно смешать в одном небольшой миске и разбавить теплой водой. Получившуюся смесь следует перемешать несколько раз, затем добавить в нее несколько капель растительного масла и подождать пока тесто поднимется и будет готово.

Что же касается пирогов, то рецептура идентична с постными блинами. Принцип один - не добавлять молока и яиц в тесто. Начинка у пирогов может быть абсолютно любая, т.е с овощами, ягодами или фруктами.

Рецепт киселя.

  • Шаг 1. Наливаем в литровую кастрюлю воды и доводим ее до кипения. Зачем помешивая кипящую воду добавляем в 1 ч.л крахмала с 2 ч.л сахара
  • Шаг 2. После того, как кисель загустеет, необходимо добавить в него любой ягодный сироп.
  • Шаг 3. Остудить кисель до полной готовности и подавать на поминальный стол.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Поминки – один из самых древних обычаев нашего народа. Первые поминки начали отмечать древние славяне. Тогда они назывались тризной. Справляли их преимущественно по вождям и уважаемым воинам. В тризну входило застолье и военные состязания, проводимые в честь умершего или погибшего мужа. С приходом христианства на Русь смысл поминок изменился – больше внимания начало уделяться душе покойного, находящейся в этот период в «подвешенном» состоянии.

Фото 40 дней после смерти

Поминки по душе

Поминки 9 дней очень важны. В большинстве мировых религий в этот день душа покидает место обитания своего тела и отправляется в «путешествие» по тонким мирам. На «девять» дней в доме покойного собираются родственники и самые близкие друзья покойного. Говорят о нем только хорошее и условно «отпускают» его душу.

Фото сороковины

На стол подаются обязательные кутья, блины и кисель, а также блюда, характерные для местности, в которой проживал усопший.

Сороковины – это критический срок для души. Именно в этот день определяется, куда она попадет – в Рай или Ад. Поэтому родственники собираются на поминки 40 дней после смерти, чтобы поддержать душу усопшего. Чем больше хорошего будет сказано про покойника, тем выше его шансы найти приют среди светлых ангелов и обрести вечный покой.

На поминки 40 дней собираются на только родственники. В доме ждут друзей покойного, приятных ему коллег, сослуживцев, учеников и наставников. По сохранившейся с языческих времен традиции, поминки 40 дней сопровождаются застольем.

Фото поминки 40 дней

Принцип подбора блюд для меню на поминки 40 дней следующий:

  • Обязательные блюда: кутья пшеничная или рисовая, блины без начинки, подаваемые с медом и кисель. Каждое из этих блюд уже многие столетия сопровождает тризну. Каждое из них имеет сакральное значение, помогая присутствующим оценить бренность бытия.
  • По традиции на 40 дней после смерти пекут пироги. С рисом и грибами, потрохами с луком и мясом, с ягодами и творогом.
  • Мясные блюда, если сороковины не припали на пост.
  • Рыбные блюда, которые более лояльно рассматриваются церковной кулинарией.
  • Супы, бульоны – особенно в холодное время года.
  • Маринованные овощи и салаты, большинство из которых имеют постные интерпретации, поэтому считаются универсальными яствами на любом поминальном событии.
  • Многие хозяйки готовят любимое блюдо покойного. Например, холодец или куриное фрикасе.
  • Сладкие ватрушки, коржики, пирожки, печенья, конфеты. Именно эти продукты будут розданы людям, собравшимся на сороковины, или отвезены в ближайший приют.
  • За столом на 40 дней после смерти стихи, речи произносятся. Но, они должны быть как можно менее пафосными и как можно более душевными.

    Год после смерти

    Год после смерти – заключительное событие по поминовению покойного. На него собираются преимущественно родственники и самые близкие друзья. Меню поминок на годовщину смерти аналогично тому, что подается на 9-ть и 40-к дней.

    Фото с поминок год после смерти

    Во время отмечания поминок на год после смерти люди вспоминают то хорошее, чем обладал покойный, перечисляют его достижения и успехи. Поминки год после смерти сопровождаются заупокойной молитвой и совместным походом на кладбище ближайших родственников усопшего.

    Поминки на полгода отмечаются очень редко, потому что этот срок не имеет никакого сакрального значения. Но, при особом желании или сложившихся обстоятельствах – отъезд за границу, грядущая свадьба, крестины, некоторые родственники могут отметить поминки через полгода после смерти.
    Девять дней, сорок дней, поминки 1 год – веховые события для души покойного и его родственников в деле увековечивания его памяти. Именно поэтому их принято отмечать поминальной молитвой, застольем и добрыми делами, совершенными во имя памяти покойника.

    Уход близкого человека — это всегда горе. Готовясь проводить покойного в последний путь, родные часто задаются вопросом о том, что готовят на поминки? Традиции поминальной трапезы православной семьи лаконичны и сдержанны.

    Три кита православного поминального меню

    Каноны православной веры предполагают несколько обязательных блюд на поминальном столе.

    Каждое такое кушанье имеет ритуальное значение и подается в определенной последовательности. Думая, что приготовить на поминки, обязательно включите в меню следующие блюда:

    1. Кутья (сочиво, коливо или канун) — изначально каша из цельных зерен пшеницы, сдобренная медом, маком, орехами и изюмом. В современной жизни ее чаще варят из риса. Это блюдо практически неизменным дошло до нас из традиций поминовения усопших Византийских времен. Подают его первым. Принято каждому сидящему за столом перед началом трапезы в ладонь положить пригоршню кутьи. Есть ее надо с руки без помощи столовых приборов. Зерна кутьи символизируют воскрешение к вечной жизни, а мед и изюм — сладость духовного умиротворения пребывающих в царствии небесном.
    2. Блины перекочевали на православный поминальный стол из язычества. Они — олицетворение Солнца как символа возрождения.
    3. Кисель (овсяный, ржаной или пшеничный, непременно с молоком) — это аналогия молочных рек и кисельных берегов из потустороннего мира. Варят его густым и режут ножом. Подают кисель последним. Он завершает поминальный обед.

    Традиционные поминальные блюда

    В день погребения, после отпевания и кладбищенских обрядов, умершего принято поминать не только в храме, но и за общим столом, провожая его душу. Именно на 3-й день после преставления человека она впервые возносится к небесному престолу.

    Кутья и кисель — главные блюда поминального стола

    Священнослужители с пониманием относятся к стремлению близких за семейным столом помянуть новопреставленного. Но всегда подчеркивают, что поминальная трапеза должна обходиться без спиртного. Похороны — ритуал скорбный, душе умершего лучшей помощью является молитва, а не вино и водка.

    Не важно, где планируется после похорон собрать родных и друзей усопшего, дома или в кафе.

    Главное, чтобы яства на поминки были разнообразны, но лаконичны. Поминовение — не пиршество, а скорбное мероприятие.

    Не стоит готовить то, что нужно есть руками — птицу, мясо на кости. Мясным блюдом могут стать котлеты или отбивные. Их подают каждому гостю индивидуально.

    Рыбное блюдо может быть общим, его ставят на стол сервированным.

    На поминках не принято объедаться. Поэтому порции должны быть скромными, а закуски разнообразными, но порционными. Мясное и рыбное ассорти лучше заменить канапе и бутербродами. Салаты можно сервировать в корзиночки из теста.

    Напитки для поминального стола

    Современный способ помянуть алкоголем церковью не приветствуется. Но отказ от спиртного на поминках в день похорон встречается крайне редко.

    Если без выпивки можно обойтись, на стол ее лучше не ставить. А если поставили, то пусть ее не будет чрезмерно много.

    Помимо вина и водки существует множество безалкогольных напитков, более уместных на православных поминовениях. Купленные в магазине соки и вода — лишь один из возможных вариантов.

    Приготовьте домашний лимонад. Например, лимонно-имбирный. Вам понадобится 15 минут, 2 л воды, 4 лимона и по 50 г сахара и имбиря.

    Закипятите воду с натертым имбирем и сахаром. Добавьте сок 4 лимонов и дайте лимонаду настояться.

    Альтернативой лимонаду могут стать ягодный морс или сбитень. Последний напиток часто сравнивают с глинтвейном, но русский не содержит алкоголя. Для его приготовления достаточно 1 л воды, 100 г сахара, щепотки корицы, 5 сухих гвоздик, 5 г имбиря и 200 г меда.

    Закипятите мед, воду, сахар и пряности в течение 15 минут, оставьте настояться. Подавайте теплым.

    Покупной сок можно заменить домашним компотом, сваренным из яблок или сухофруктов.

    Поминки в постные дни

    Смерть не выбирает будни или выходные. Люди покидают мир и в праздники, и в Великий пост. Долг близких — проводить усопшего достойно, в соответствии с традициями православной духовной культуры.

    Меню на состоит из нескоромных угощений. И кутью, и блины можно приготовить постными, как и остальные ритуальные кушанья.

    Постные блюда

    Блины пекут на воде без яиц. Кутью варят без добавления молока, как и кисель.

    Постные основные блюда могут быть не только в виде привычных мяса или рыбы и гарнира.

    В православных традициях правильным для поминовения считается постный борщ — исконно русская еда.

    В качестве закусок можно приготовить блюда, не содержащие мяса и рыбы:

    • овощной салат;
    • салат из свеклы;
    • салат из жареной картофельной соломки, смешанной с сырой морковью и вареной свеклой;
    • рулетики из кабачков, нашпигованные чесноком и морковью.

    Заправкой для салатов выбирайте растительное масло.

    К гарниру из картошки или гречки можно подать:

    • постные голубцы;
    • овсяные котлеты;
    • картофельные, морковные, свекольные биточки;
    • постное грибное или овощное рагу.

    Постный капустный пирог, пирожки с картофелем или фруктами отлично подойдут, чтобы помянуть усопшего.

    Скорбный стол на 9 дней

    Спустя 9 суток после кончины тела душа все еще пребывает между землей и небом в поисках дороги в царствие небесное. С 3 по 9 день душа гостит в раю. На 9-й день она предстает перед богом и до 40 дней спускается на экскурсию в ад.

    Сакральный смысл числа 9 скрыт в Евангелии. Чинов ангелов тоже 9. И девятый день после смерти — это почитание памяти усопшего и ангелов, которые будут его заступниками на высшем суде.

    На 9 день принято готовить щи

    На 9 дней никого не зовут. Поминки называются незваными. Близкие и друзья приходят без приглашения. И блюда должны быть такими, чтобы можно было угостить нежданного гостя.

    Трапеза начинается с молитвы и кутьи, накануне освященной в храме или хотя бы окропленной святой водой. Прочие яства должны отличаться скромностью. В этот день главной духовной пищей души является молитва близких о ее спасении.

    Основным блюдом на 9 дней обычно является домашняя лапша или щи. Второго можно не готовить, ограничиваясь закусками. Правила их приготовления те же, что и к блюдам в день похорон. Если пост, то и блюда постные.

    Еда должна быть такой, чтобы по окончании трапезы можно было раздать ее собравшимся с собой или отнести нуждающимся, чтобы те помянули молитвой душу усопшего.

    Чем угощают в сороковины

    На 40 день мытарства души заканчиваются, и она предстает на суде. Поэтому важно поминать человека добрыми словами, моля бога о прощении души умершего. В этот день она в последний раз спускается на землю, прощаясь с бренным миром.

    Как и в день похорон, на девятины первой гостям подают кутью. Как зерна прорастают, попадая в землю, так и душа стремится к воскрешению.

    Первым блюдом подают кутью

    Сороковины справляют традиционно дома у умершего. На стол среди прочих угощений можно поставить рыбный или мясной студень, рыбу, жареную в тесте, салаты, бутерброды.

    Алкоголь неуместен, но уж если вы ставите его гостям, проследите, чтобы траурная трапеза не превратилась в шумное застолье. На 40 дней это неуместно.

    Поминки — от слова поминание. Это не званый ужин, а православный обряд, направленный на помощь мятущейся душе в обретении лучшего мира.

    Скромный стол — не порок и демонстрация бедности. Это показатель того, что главная помощь умершему — это не плотный обед его родственников, а их совместная молитва о его упокоении.

    По окончании поминального ужина принято раздавать вещи умершего. Друзья и родственники могут оставить себе самые памятные предметы. Остальное лучше отнести в приют или храм.

    Когда уходят из жизни близкие люди - это большое горе, и никто не может здесь что-то изменить. Для близких усопшему людей остаётся только проводить его достойно, согласно традициям христианской культуры, оказав человеку последние почести. В душах православных людей живёт вера в то, что со смертью для человека заканчивается лишь земной путь, а душа его нетленна и будет жить вечно. Поэтому так важно провести по правилам не только обряд похорон, но и последующие за ними поминки.

    У христианских народов самые важные поминки положено устраивать трижды: в день похорон, на девятый день и на сороковой .

    • Первый раз делают поминальный обед в день похорон - причём за стол принято приглашать всех пришедших на похороны людей.
    • Вторые поминки проводятся на девятый день после смерти. На него не принято приглашать гостей, и отмечаются они в тесном семейном кругу.
    • Третьи - на сороковой день (сороковины), согласно древним поверьям этот день самый тяжёлый для души усопшего, решается её дальнейшая судьба, и она окончательно покидает наш бренный мир.

    Поминальный обед является важной частью обряда.

    Отмечать поминки необходимо простой едой без изысков , особенно если поминальные дни выпадают на время поста. В необходимый минимум блюд на поминальном столе должны входить холодные закуски и хотя бы одно горячее блюдо . В старые времена считалось, что поднимающийся верх пар от первого блюда помогает душе усопшего подниматься к Богу.

    Обязательные поминальные блюда

    Основным блюдом всех поминальных обедов является кутья - символ перерождения души усопшего. Каждый из присутствующих за поминальным столом обязательно должен съесть свою порцию (не менее 3 ложек) до того как приступит к другим блюдам.

    Кутья - это каша, сваренная их пшеничных зёрен (иногда их могут заменить цельные зёрна ячменя, овса, риса, гороха и перловой крупы), в состав которой также входят мёд, изюм и орехи. Цельное зерно в этом блюде символизировало возрождение и извечную загробную жизнь.

    Кутья является главным блюдом на поминальном столе и должна быть освящена в церкви после похорон или заупокойной службы. Можно также самим окропить святой водой кутью перед подачей на стол.

    Готовиться поминальная кутья из риса просто. Для этого берётся:

    • 0,5 стакана пропаренного риса;
    • 1 столовая ложка мёда;
    • 100 грамм изюма;
    • 50 грамм сухофруктов (курага, чернослив);
    • 2 стакана воды;
    • 20−30 грамм грецких орехов;
    • ванильный сахар на кончике ножа.

    Перед тем как сварить рис, его следует вымочить в течение 2−3 часов, чтобы ушли лишние клейковина и крахмал. Воду слить, рис переложить в свежую холодную воду, и варить до готовности как обычную рассыпчатую кашу. Чтобы мёд хорошо впитался в зерно, его стоит растопить на водяной бане. А сладкие и сухие ингредиенты кутьи подсыпаются в конце. Перемешать и дать постоять 10-15 минут, чтобы сухофрукты распарились.

    После кутьи гостям подаются постные поминальные блины-налистники и сладкий медовый кисель на молоке .

    Блины, как и кисель, не просто блюдо, их появление на столе в день поминовения глубоко символично. Блины имеют большое обрядовое значение, они являются символом вечного бессмертия и воскрешения, олицетворяют собой солнце.

    Чтобы приготовить обыкновенные поминальные блины понадобится:

    • 0,5 литра тёплой воды или молока;
    • 500 грамм пшеничной муки;
    • 2 яйца;
    • 25 грамм растительного масла или сливочного масла;
    • ½ чайной ложки соли, сахара и соды.

    Муку, яйца, соль, сахар смешать с тёплой водой или молоком. Вымесить однородное тесто без комков, всыпать соду. Выпекать на хорошо прогретой сковороде на растительном масле.

    Кисель (из овса, ржи или пшеницы) на молоке символизирует молочные реки и кисельные берега в потустороннем мире. Кисель завершает поминальный обед, его подают гостям последним. Чтоб сварить поминальный овсяный кисель потребуется:

    • 2 стакана овсяных хлопьев;
    • 1,5 литра кипячёной воды;
    • 1 горбушка чёрного хлеба.

    Овсянку заливаем кипячёной водой, опускаем в жидкость корочку чёрного хлеба, чтобы кисель забродил. После того как через двое суток кисель перебродит, его нужно процедить, довести до кипения и подсластить мёдом.

    Кроме ритуальных блюд, на поминальный стол можно приготовить:

    • Из горячих блюд подают щи, борщ, куриный суп с лапшой, блюда из мяса (котлеты, жаркое), рыбу, гречневую кашу, перец фаршированный, картофель отварной.
    • В качестве закусок подают: салат из огурцов и помидоров, брынза с помидорами, винегрет с сельдью.
    • Из теста также можно испечь пирог или пирожки с начинкой, пряники, оладьи, коврижки.

    Конечно, состав блюд во многом зависит от уклада в семье, достатка и традиций, количества людей которые придут на поминки и других решающих факторов. Но, следует помнить, что набор блюд должен быть максимально прост, как если бы накрывался обычный обеденный стол в воскресенье.

    Примерное меню для поминок дома

    Вариант поминального стола:

    1. Кутья, постные блины и кисель (являются обязательным угощением на поминальном обеде).
    2. Бутерброды с рыбой (красная рыба либо шпроты).
    3. Свекольный салат с чесноком.
    4. Овощной салат с растительным маслом.
    5. Запечённые котлеты с сыром и грибами или голубцы.
    6. Борщ свекольный.
    7. Пирог с начинкой (рыба, рис и грибы, картофель, яблоки).
    8. Из напитков отлично подойдут: кисели (овсяный, смородиновый, клюквенный), сбитень, морс или квас на хлебе.
    9. Рыбный студень.
    10. Чай, конфеты.

    Поминальный обед - это не светское мероприятие или застолье, и никак нельзя рассматривать его как повод собраться с друзьями и родственниками для праздного общения и обсуждения бытовых вопросов. Поэтому христианской церковью запрещено веселье, алкоголь и музыка, чтобы траурная трапеза не превратилась в шумное застолье.

    Поминки - от слова помнить. Это старинный православный обряд, направленный помочь страждущей душе в обретении лучшего мира.

    Ведь важен не сам факт поминального обеда, а то, что на него пришли люди, которым был дорог усопший, и важно то, что они собрались вместе за одним столом, чтобы поддержать друг друга в своём горе.

    Видео

    Из видео вы узнаете, как правильно подготовить и провести поминальный обед.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.